Я никогда не была театралом, все постановки в академических заведениях казались мне излишне пафосными, чопорными, роскошными. Все спектакли, на которых я бывала, были окружены необоснованной помпезностью, раскрытие сюжета оставляло желать лучшего, недосказанность критично отображалась на качестве. Несколько неудачных походов спустя, я решила, что для меня понятие «театр» больше не существует, все равно там нет ничего интересного. Спасла положение моя случайная знакомая, принимавшая участие в спектаклях альтернативной студии театрального искусства. Знакомство с этим заведением показало мне, что театр – это необязательно скучное действо, неподтвержденное особым смыслом, интерпретации даже известных литературных произведений могут быть представлены настолько интересно и «глубоко», что погружаешься в увиденное всей душой.

Мое представление о театрах стало медленно рушиться уже при входе в студию – заведение находилось в «подземелье» — полуподвале, что разительно отличалось от других московских театров. Я сразу поняла, что дальше меня ждет нечто необычное. Публики было мало, всего человек двадцать-тридцать, зато все истинные ценители необычного искусства. Среди зрителей я даже увидела знакомую пару известных фотографов — это подтвердило «интересность» грядущего действа. Моя знакомая-проводник перед началом спектакля познакомила меня с режиссером, что почти невозможно осуществить в академическом театре. Знакомство было неожиданным, но очень удачным – этот приятный творческий человек с ходу определил меня в свою постановку и сделал частью интереснейшего процесса. На протяжении всего спектакля свет падал на разные части сцены и зрительного зала, который также был задействован в представлении, и я могла увидеть, что я не одна такая – сидящая среди декораций и актеров. Эта «уловка» помогает не просто погрузиться в атмосферу, но и стать частью хитроумной игры.

Ставили в тот день «Бесов» Достоевского – весьма уважаемое мной произведение, поэтому я была особенно заинтересована в подаче зрелища. Актеры и режиссер свою работу выполнили очень интересно и неожиданно – вся база сюжета была сохранена, но присутствовали такие нюансы, которые делали лицедейство особенно занимательным. Никакой скуки, никаких сводящих зубы условностей и стандартов – только произведение 19 века с точки зрения современности. После спектакля я видела на лицах публики удивление и легкий шок от пережитого, а ведь спектакль действительно «переживается», а не просто просматривается.

С тех пор я начала «искать встречи» с альтернативными театрами, заходила на сайт Театральный буфет, где искала наиболее интересные театры и постановки, старалась не пропустить ни одной премьеры. Да, камеральный театр не ровня академическому по общему виду, исполнению и атмосфере, но может быть, так даже и лучше, интереснее и познавательнее для такого избирательного зрителя, как я. Спектакли в подвальных театрах вдохновляют меня, дают возможность больше чувствовать и творить без оглядки на суровую реальность!

Ирина Щербакова.