Кукольные домики перестали быть исключительно девичьей забавой, да и простой игрушкой тоже быть перестали. Теперь они учат сыщиков обследовать место преступления, рассказывают детям о прошлом, воспевают культурные традиции определённой местности, развлекают особ королевской крови и даже увековечивают память о мёртвых.

Кукольные домики, созданные художниками и скульпторами, повествуют о состоянии человеческой души. Они могут повышать самооценку девочек, поскольку знакомят их с наукой и техникой, проектированием и математикой. Такие домики радуют глаз и приятно удивляют. Они испытывают на прочность студенческие знания и таланты. А ещё напоминают публике о неприглядных сторонах прошлого.

Смертоубийственные домики Фрэнсис Глесснер Ли

Смертоубийственный кукольный домик

Все детали выполнены с удивительной достоверностью, ведь для расследования преступлений это очень важно

Фрэнсис Глесснер Ли (1878–1962) проявляла большой интерес к криминалистике. Получив богатое наследство, Фрэнсис (тогда уже немолодая женщина) распорядилась деньгами весьма оригинально: она стала мастерить кукольные домики-диорамы, воссоздающие место реальных убийств. Домики эти служили наглядным пособием для полицейских и помогали им оттачивать методы расследования. Мадам Глесснер Ли устраивала в своём роскошном особняке приёмы, приглашала сыщиков и узнавала от них подробности детективной работы.

Диорамы Фрэнсис Глесснер Ли до сих пор верой и правдой служат закону: они навсегда сохраняют место преступления нетронутым, пусть и в миниатюре. Следователи изучают его вновь и вновь и находят улики, помогающие раскрыть убийство. Сама Фрэнсис называла свои творения «Этюдами на тему необъяснимой смерти».

Разглядывая эти кукольные домики, детективы учатся подмечать в комнате важные детали и по ним восстанавливать события, отрабатывают навык досконального осмотра места преступления. «Этюды» миллионерши-энтузиастки использовались в подготовке следователей Чикаго, а в Мэриленде «убийственные домики» служат пособием для будущих криминалистов и по сей день.

Вот один из «этюдов». Ванная комната с розовой мраморной сантехникой и отделкой того же цвета. Здесь была убита женщина. Изображающая её кукла одета в халат, она лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела. Жертва отражается в большом, до пола, зеркале на внутренней стороне приоткрытой двери. На шее куклы рана, из неё торчат нитки.

Фрэнсис Глесснер Ли за работой

Создательница домиков была поистине увлечённой натурой!

В ногах ванны, рядом с телом, стоит белый табурет. Стены поделены надвое горизонтальными панелями. Верхняя часть оклеена цветочными обоями, нижняя выкрашена белой краской. На мраморной ванне висит бело-розовое банное полотенце, а над ней, в головах, прибит кронштейн с полотенцами розового цвета.

Ещё один кронштейн находится слева от мраморной раковины, на нём — белые полотенца для рук. На той же стене, над раковиной, зеркало. Справа от раковины, в углу комнаты, расположен унитаз. За ним, вдоль правой стены — держатель для туалетной бумаги, радиатор водяного отопления, напольные весы и трюмо с туалетными принадлежностями.

Окно над радиатором украшено короткими розовыми занавесками: они раздвинуты в стороны и завязаны лентой в цветочек. Центр комнаты занимает круглый бежевый ковёр с розовой бахромой. На краю ковра, ближе к ванне, стоят женские тапочки. С верхнего края двери свисает пучок ниток.

Все диорамы Фрэнсис Ли имитируют сцены настоящих убийств. Эта не исключение. Здесь полно нюансов и мелочей. Они не только весьма правдоподобно выглядят, но и умело подстёгивают аналитические и дедуктивные способности сыщиков.

Изучив место преступления, курсанты должны отметить отсутствие следов взлома, обнаружить короткие нитки, свисающие с двери и их сходство с нитями, найденными в ране на шее убитой.

В итоге будущим следователям необходимо раскрыть преступление и сделать вывод, что смерть наступила в результате самоубийства. Жертва встала на табурет, оттолкнула его и повесилась на двери в ванную комнату. 

Фотопримеры других комнат

Исторические творения

В 2016 году в Национальном строительном музее Вашингтона были выставлены напоказ кукольные домики. Они не учат осматривать место преступления, однако тоже играют важную образовательную роль. Это своего рода интерактивные капсулы времени. Каждый домик копирует реально существовавшее строение минувших дней, каждый выполнен в определённом стиле жилой архитектуры. Есть тут и «послания из прошлого» – аудиозаписи рассказывают посетителям о временах и нравах тех, кто когда-то жил в этих стенах.

Выставку назвали «Маленькие истории: настоящая жизнь в кукольном домике». Экспонаты — чуть больше десятка игрушечных зданий — предоставил лондонский музей Виктории и Альберта. Среди них, к примеру, есть точная копия изящного городского особняка 1760 года. Если нажать установленную рядом с моделью кнопку, вы услышите, как мать втолковывает своей дочери правила надлежащего ведения хозяйства.

Другой кукольный домик был изготовлен в 1830 году. Его подарил жене и пятерым дочерям некий Джон Киллер. Эта «игрушка» просветит любознательного посетителя насчёт распространённой проблемы того времени. Нажимаем кнопку — и слышим короткий диалог о предназначении семейного кота. Оказывается, коты в доме нужны «для отпугивания крыс».

Однако Киллер, похоже, вручал такой подарок не без задней мысли. Смотритель музея Алиса Сэйдж считает, что дамы семейства, играя с кукольным домиком, усваивали кое-какие уроки по ведению дома.

Последний экспонат, впрочем, – конструкция современная. Упор в ней сделан не на миниатюрные дома, а на миниатюрные помещения. К этому проекту музей привлёк два с половиной десятка американских художников, дизайнеров и архитекторов. Каждый из них сотворил комнату своей мечты. По условиям заказа комната могла быть родом из прошлого, настоящего или будущего. Один будуар даже создали при помощи 3D-принтера!

Банановые модели домов

Особняк Вердмонт, Бермудские острова

Природа Бермудских островов щедра на дары, а талантливый художник способен сделать из них многое. В том числе и миниатюрную копию знаменитого особняка-музея

В 2016 году в списке лауреатов ежегодной награды, присуждаемой ко дню рождения королевы Елизаветы, оказалась историк и художник Вероника «Ронни» Шамю. Она получила медаль Британской империи за развитие культурного наследия Бермудских островов.

Работы художницы прославляют местные традиции и природные богатства. Она творит из банановых и пальмовых листьев, орехов, стручков и цветов, которыми столь богаты Бермуды. Мадам Шамю создаёт ёлочные украшения, музыкальных ангелочков и рождественский вертепы. Ах да, и кукольные домики!

Она мастерит их из коры бананового дерева. К примеру, Шамю построила миниатюрную копию старинного георгианского особняка Вердмонт, возведённого на Бермудах в начале 1700-х годов. Этот домик выставлен в мансарде Национального музея исторических памятников, в бермудском приходе Смита. Куклы художницы есть среди экспонатов Смитсоновских архивов Вашингтона и музея Мэшантукет-Пекуот в Коннектикуте.

Королевский домик Эдвина Лютьенса

Кукольный домик архитектора Эдвина Лютьенса — воистину жильё, достойное принцессы. Впрочем, придумала его именно принцесса и наняла Лютьенса для воплощения своей идеи в жизнь.

Он был знаменитейшим архитектором мирового масштаба, работы Лютьенса ценил и восхвалял даже культовый американский зодчий Фрэнк Ллойд Райт. Коньком Лютьенса стали удобные и красивые загородные усадьбы. Как-то раз принцесса Мария Луиза, внучка королевы Виктории, надумала сделать необычный подарок своей кузине, королеве Марии (бабушке нынешней королевы Елизаветы). Мария Луиза попросила Лютьенса построить «большой кукольный домик» и пригласила архитектора обсудить подробности за бокалом шампанского.

Строительство удивительной миниатюры заняло три года, в нём было задействовано полторы тысячи рабочих — в том числе художники, ремесленники, садовники и даже виноделы. Знаменитый кукольный дом королевы Марии, который сегодня хранится в Виндзоре, закончили как раз к Британской имперской выставке 1924–25 гг. Именно там роскошное творение впервые увидели все.

Домик высотой в полтора метра выполнен с точным соблюдением масштаба: один дюйм равняется одному футу. В этом чудесном игрушечном дворце есть очень маленький, но вполне рабочий граммофон, раковины с горячей и холодной водой, библиотека с сотнями крошечных книг (многие написаны выдающимися британскими писателями специально для этой библиотеки). Имеется даже винный погреб с кукольными бутылочками самого настоящего вина.

Кладбищенская архитектура в кукольном стиле

Посреди чудесного зелёного дворика, обнесённого невысокой стеной, стоит маленький кирпичный домик для детских игр. В нём есть дымоход, тенистые козырьки над окнами и венок на двери. Однако никто здесь не играет. Это — место последнего приюта четырёхлетней Надин Эрлс из города Ланетт в штате Алабама. Усыпальница на кладбище Оуквуд привлекает множество посетителей. Домик задумывался как Рождественский подарок. После смерти больной девочки он стал её последним приютом. Домик заполнен игрушками, а перед ним, во «дворике», покоятся родители Надин. Их могилы отмечены надгробными камнями.

Большие игровые домики-усыпальницы, в общем-то, редкость, но склепы размером с кукольный дом в Соединённых Штатах встречаются. Например, есть такой в Медине, штат Теннесси. Белый бревенчатый домик с железной красной крышей и игрушками внутри увековечивает память о пятилетней Дороти Мари Гарви. Порядок в нём поддерживают местные жители.

Могила пятилетней Ловы Клайн в Арлингтоне, штат Индиана, накрыта белым кукольным домиком в викторианском стиле. Домик смастерил из дерева отец умершей девочки. Сквозь открытые окна видны корзины с цветами и миниатюрная мебель, на ковре, покрывающем весь пол, сидит кукла и другие игрушки. Родители Ловы похоронены рядом, на «переднем дворе», о чём сообщают надгробные плиты.

Кукольный домик на могиле семилетней Вивиан Мэй Эллисон из Корнерсвилля в Индиане тоже сделан в викторианском стиле, только выкрашен в серый цвет. Отделка и крыша у домика зелёные. Пол внутри покрыт голубым ковром, на котором расставлены кукла, кровать, буфет, кухонная плита, прочая крохотная мебель, игрушки. На стене висит зеркало, на окнах — портьеры.

Целых сто лет простоял кукольный домик и у последнего пристанища двенадцатилетней Лиззи Экель. К несчастью, в 1982 году вандалы разрушили миниатюрный склеп, о нём теперь напоминает только каменный столб. Сам же домик остался лишь в фотографиях, напечатанных в 1958-м в газете Milwaukee Journal.

Отображение современной творческой мысли

Деревня из кукольных домиков

Снаружи — симпатичная деревушка, залитая уютными огнями. Внутри — пустота. Именно так, по мнению Рейчел Уайтрид, выглядит человеческая жизнь от рождения до смерти

Британский скульптор и художница Рейчел Уайтрид в одиночку смастерила целую деревню! Деревню из кукольных домиков, залитых огнями и несущих послание миру.

Уайтрид годами добавляла игрушечные домики в свою коллекцию. Теперь их 201. Куратор выставки, Шерил Брутван, утверждает, что они ироничны. Задушевный уют освещённых домов резко контрастирует с их внутренней пустотой — внутри нет мебели. Этот контраст, говорит Брутван, отражает неоднозначность человеческой натуры.

Действительно, обычное жилье в этой кукольной деревушке выглядит неоднозначно. Каждый домик покоится на большой коробке, в которой его везли на выставку в бостонский музей изящных искусств. Кажется, будто миниатюрное поселение стоит на холмах. Инсталляция дополнена другими работами Рейчел Уайтрид, имеющими отношение к кукольной деревне: эскизами, зарисовками и коллажами.

«Сделай сам», или Как научить девочек любить науку и технику

Чтобы поощрить интерес девочек к науке и технике, три выпускницы Стэнфорда придумали кукольный домик, который нужно собирать самому. В точных науках давно и прочно господствуют мужчины. Элис Брукс, Беттина Чен и Дженнифер Кесслер утверждают: их собственная увлечённость «мужскими» науками родилась именно в детстве.

Брукс, например, будучи ещё ребёнком, попросила у отца куклу Барби. Вместо этого родитель вручил дочери пилу. Девочка воспользовалась подарком с умом — самостоятельно смастерила кукольный дом. По её словам, тогда-то она и захотела посвятить жизнь машиностроению.

Брукс с однокашницами уверена: если дать девочкам возможность самим проектировать, строить, украшать и «электрифицировать» игрушечные дома, юные дамы полюбят точные науки так же сильно, как любят их Брукс, Чен и Кесслер. В результате на свет появилась компания Roominate. Целое сообщество для девочек, желающих мастерить. На сайте компании пользователи делятся идеями, задают вопросы, дают советы и получают доступ к разным приложениям, нужным для сооружения вожделенного домика.

Набор для конструирования домиков содержит модульные элементы, из них можно строить-перестраивать объекты разной формы. Входящие в комплект моторчики, осветительные приборы, вентиляторы и схемы знакомят с основами инженерного проектирования. Девочки часто строят из этих наборов не только дома для кукол, но и другие объекты: грузоподъёмные лифты, ракеты и даже электрифицированный макет сан-францискского моста “Золотые ворота”.

Крысиный домишко

Домик для крысы

Кукольный домик превратился в обитель грызуна — и всё ради славы, за которой погналась владелица домика

Когда в кукольный домик жительницы Дартмута, Эрин Хеннесси, стала наведываться крыса, Эрин решила покорить шоу-бизнес. Она сняла правонарушителя на видео и поделилась им в интернете. Хеннесси не стала вызывать дератизатора. Она перенесла кукольный домик в сарай и принялась приманивать крысу, подсовывая в щели домика кусочки шоколада. Визиты гостя Эрин выкладывала онлайн под названием «Мыше-шоу». Идею она позаимствовала у кого-то из норвежских «коллег»: те транслировали птичек в кормушке, оформленной под бар.

Видеосюжеты Эрин пользуются успехом, однако их будущее под угрозой. Хеннесси всё же подумывает вызвать дератизатора. По её словам, не стоит привечать в своём кукольном домике грызуна, даже если домик стоит в сарае. Это, мол, «легкомысленно».

Особняки с привидениями

Если при составлении учебных заданий преподаватель подключает своё богатое воображение, то результат может получится жутким. Студенты университета Кеттеринга, посещавшие курс электронной инженерии доктора Кена Кайзера, убедились в этом лично. Именно они разработали спецэффекты, которые превращают обычный кукольный домик в дом с призраками.

Снаружи викторианский особнячок выглядит зловеще. Номер у дома какой-то мистический и непонятный: 252823. К тому же он не совпадает с номером на задней стене. Множество недобрых знаков намекает на то, что тут не обошлось без проклятья: разбитые рамы и стекла, заколоченное досками окно первого этажа, забрызганное кровью окно этажом выше, искорёженный штакетник перед домиком, мёртвое дерево и человеческий череп на стойке ворот.

Дверной коврик на крыльце отсутствует — и неспроста. Неогороженный задний двор тоже выглядит мрачно. С конька крутой крыши свисают огромные клочья паутины. Перед крыльцом натянута полицейская лента. Она развязалась опутывает кустарник справа от чёрного входа. По другую сторону дома стоит дерево. Оно, кажется вот-вот сграбастает невзрачное жилище в свои медвежьи объятья. Слова на надгробье гласят: «Ты здесь НЕ один». Небольшое кладбище справа от дорожки подтверждает написанное.

Но настоящий ужас находится внутри дома.

В рамках задания, полученного летом 2015 года, студенты, например, при помощи циркулярной пилы смастерили горящую комнату, из которой в окна выглядывают живые мертвецы. Талантливые ребята записали леденящую кровь фонограмму. Чтобы всё это слаженно работало, им пришлось синхронизировать 6–8 механических действий.

Студентов-затейников зовут Остин Поллиц, Чарли Бьерстетель и Робин Трачсел. Они леской присоединили миниатюрное кресло-качалку к сервоприводу, поэтому оно словно раскачивается само по себе. Та же технология открывает-закрывает окровавленную дверь, вращает книжную полку и управляет ещё кое-какими спецэффектами в домике. Кажется, будто предметы и фигурки в доме живут собственной жизнью или в них вселились невидимые духи.

Для подъёма миниатюрного домика студенты установили в каждом его углу высокомоментные электродвигатели на зубчатых рейках. Ребята подсчитали, что проработали над домашним заданием 200 часов. При средней стоимости часа в 30 долларов одни только трудозатраты составили неплохую сумму в 6000. Материалы обошлись в 485,48 долларов.

В состав другой студенческой команды входили Алекс Медина, Ребекка Миколайчик, Кристиан Павкович и Майк Рид. Они смастерили домик-ужастик посложнее. В нём вспыхивают и гаснут огни. Входная дверь, из которой торчит топор, распахивается, и в проёме возникает повешенная невеста.

Дверь закрывается. За ней вдоль стены мелькает женская тень с бензопилой. В восьмиугольном окошке над входом в проклятый дом вращается пылающая голова младенца. Раскачивается взад-вперёд пустое кресло. С потолка падает повешенный жених. Всей этой механикой управляет сервопривод, а энергия поступает по электропроводам.

Стоимость работы этой команды ещё выше. 450 часов кропотливого труда, материалы на сумму 880 долларов. Выходит умопомрачительная цифра — 14380 долларов! М-да, пожалуй, лучше купить домик «Сделай сам», который предлагают выпускницы Стэнфорда — он не так ударит по карману.

Домик-бордель

Миниатюрный бордель

Художница создает все мелочи своими руками — даже крошечные презервативы

Когда художница Линн Айзен взялась мастерить миниатюрный бордель, перед ней возникла проблема. Где достать сцену для стриптиз-клуба, презервативы, порножурналы и секс-игрушки в одну двенадцатую их натуральной величины? Нигде.

Айзен конечно же разобралась с проблемой: изготовила нужное сама. Сделала она и комнаты — из разных подручных материалов. Художница конструировала большинство домиков по мотивам небольших легализованных борделей в Неваде. Впрочем, вдохновлялась она и другими источниками — к примеру, художественными и документальными фильмами, книгами, фотографиями.

Снимки комнат мини-борделя вошли в серию под названием «Шалость». Работы Айзен привлекают столько внимания, что она продолжает развивать тему дальше. Последним пополнением коллекции стала голубая спальня.

В одном из домиков прихожая отделана панелями, вдоль стены выстроились поношенные ботинки и туфли на шпильке. Прихожая ведёт в роскошную комнату с красным ковром и изящным красным диваном. Перед ним, напротив каминного кресла с высокой спинкой, стоит ореховый кофейный столик, к которому примыкает приставной столик поменьше. Он сделан в том же стиле и цвете, что и кофейный, из того же материала.

На приставном столике — искусно выполненные серебряные часы. Стену украшает золотой амурчик. Рядом висит картина: обнажённая коленопреклонённая прелестница запрокинула голову в откровенном наслаждении, пальцы сжимают длинные волосы. На кофейном столике высится золотая статуэтка. Если уж мужчину должна пронзить любовная стрела, пусть это произойдёт в шикарной обстановке.

Каких только чудес не бывает на свете! Удивительное мастерство создателей этих домиков — одно из таких чудес. Настоящие произведения искусства – сложные, утончённые, тщательно продуманные… Они пробуждают в зрителях удивление и восторг, печаль и сочувствие, восхищение и веселье.

Татьяна Преображенская
Здравствуйте! Меня зовут Татьяна. По образованию я экономист и психолог, по призванию - художественный переводчик. Сотрудничаю с издательствами "Эксмо" и "АСТ".
Подробнее