С тех пор как любимые многими франшизы Sweet Home и Alone in the Dark взлетели и скатились в унылое подобие самих себя, жанр survival horror прочно обосновался в игровой индустрии, выдав множество шедевральных проектов, от которых кровь стынет в жилах, а разработчики гребут деньги лопатой. По факту, этот жанр является наиболее востребованным среди геймеров. А значит — более прибыльным для воротил индустрии. Будь то коридорно-ползательный Resident Evil с легионами мутантов и зомби, или же до жути мозгодробительный Silent Hill, благодаря которому на свет появилось столько кирпичей, что хватило бы на вторую Великую Китайскую стену (если вы понимаете, о чём мы).

Каждая из значимых игр-ужастиков обзавелась кучной армией фанатов, поэтому весьма просто узнать у других людей, сколь сильно их пугал Пирамидоголовый, или собачки из «Обители Зла». Можно с уверенностью сказать, что видеоигры заткнули за пояс Голливуд в умении доставлять липкий, панический страх всем желающим в неограниченных масштабах. Что же это за игры?

SOMA

Возможно, одна из наиболее блестящих и концептуальных визуализаций идеи «Ваш разум — ваша тюрьма». Геймплей построен на расследовании и исследовании сюрреалистичного пространства, от которого просто хочется спросить — какого черта здесь творится?

SOMA

Царство комплексов и фобий для вашего удовольствия

Разработчики из Frictional Games творчески подошли к вопросу: страх рождают не жуткие монстры, выпрыгивающие из-за угла, а различные состояния психики, которые мастерски иллюстрируются дизайнерами проекта. Угнетение, тлен, тоска — всё это можно увидеть своими глазами.

Фобии, мании, комплексы, расстройства — эти чувства и состояния нашли отражение в SOMA. Именно насыщенная атмосферность делает проект одной из самых страшных игр последних пяти лет. И одна из причин этого состоит в том, что игрок может поставить под сомнение адекватность своего восприятия реальности и объективной её оценки. Именно поэтому во многих странах SOMA запрещена.

Amnesia: The Dark Descent

Говоря о пути Frictional Games, не стоит забывать об их маленьком шедевре — игре Amnesia: The Dark Descent, актуальной поныне, так как нетривиальный сюжет и мастерское воплощение идеи всё ещё нагоняют жуть на игроков.

Amnesia: The Dark Descent

Рассудок — самое большое сокровище. И в игре тоже

Основная особенность и фишка — шкала здравомыслия, от наполнения которой зависит восприятие окружающего пространства. Чем меньше рассудка — тем кислотнее ландшафты и ужаснее монстры. И шкала очень чутко реагирует на действия игрока, поэтому в «Амнезии» нельзя расслабляться ни на секунду. Иначе можно потерять голову.

Silent Hill

Есть два типа хоррор-игр: «большой кровожадный монстр из-за угла» и «непонятные страхи, рождаемые неопределённостью». Сайлент Хилл создал золотой стандарт именно для второй категории: заброшенный городок в тумане и липкий ужас неизвестности, вскармливаемый страхами самих персонажей.

Silent Hill

Первая часть захватывающего и пугающего приключения

Этот туман, ставший особенностью серии, помог в своё время скрыть огрехи графики и превратить серию в легендарную франшизу. Этому же способствовал нелинейный, захватывающий сюжет и саундтрек, написанный Акирой Ямаокой (его работа признана лучшим музыкальным сопровождением в истории игровой индустрии). Впрочем, Konami решили избавиться от тумана в последних частях, чем немало попортили отношения с фанатами.

Если вы хотите испытать настоящий ужас — поиграйте в оригинальный Сайлент Хилл. Ваши метания в тумане и попытки понять происходящее — лишь часть веселья от игры. Попробуйте, если не боитесь. И вы обязательно войдёте во вкус.

Dead Space

Пусть Electronic Arts и широко известна благодаря спортивным симуляторам, но выпустила крайне мало по-настоящему толковых игр. «Мёртвый космос» взял всё лучшее от Resident Evil 4 и выстрелил, буквально за месяц став кумиром миллионов геймеров. Сюжет, построенный вокруг затерянного в космосе корабля, таинственного исчезновения экипажа — универсальная пугалка, способная довести до белого каления любого. А биомеханические некроморфы (монстры в игре) всех видов, размеров и расцветок легко помогут в этом.

Dead Space

Айзек Кларк и некроморфы. Просто и страшно

Гнетущая атмосфера, пустые коридоры корабля «Ишимура», отсутствие оружия — с этим предстоит столкнуться игрокам в Dead Space. К сожалению, вторая часть не оправдала ожиданий фанатов. Будем надеяться, что третья часть франшизы будет поддерживать шлемы виртуальной реальности и страх обретёт новое измерение.

Resident Evil 4

Безусловно поворотная игра серии, перенёсшая вид из глаз за плечи главного героя, любима всеми фанатами жанра survival horror. Атмосфера «Один против всего мира» стала настолько засасывающей, что держит фанатов в напряжении до сих пор (благо ремастеры для PS выходят регулярно) – проклятая деревенская деревня Лос-Гранадос, Плетёный человек и быстроходные зомби сделали своё дело. Впрочем. Фирменные бои с боссами на пол-экрана всё же присутствуют, но что поделать — фишка франшизы.

Resident Evil 4

Последний луч света закатившейся славы серии. Надолго ли?

Четвёртая серия «Обители зла» стала поворотной для шутеров от третьего лица и в значительной степени повлияла на все игры этого жанра, вышедшие после неё, в том числе и на хорроры.

Resident Evil (2002/2015)

Resident Evil (2002/2015)

Бессмертная классика зомби-хоррора и её достойный ремейк

Дедушка всей франшизы получил ремейк в 2015 году. Это действительно шедевр, один из лучших экшн-проектов жанра видеоужасов. Более того, Capcom постарались на славу, сделав ремейк даже лучше оригинала — камера больше не изометрична, графика на уровне ААА-игр (высшая категория оценки), а полюбившиеся собаки, зомби, Кримсонхэды и прочая живность — присутствуют в больших количествах, как и старый добрый Ракун-Сити.

И да, вступительный ролик по-настоящему шикарен.

P.T.

Пока что существует лишь демо-версия этой игры, но можно с уверенностью сказать, что проект заслуживает пристального внимания и выковыривает из глубин человеческой души все сознательные и подсознательные страхи, а ладошки заставляет усиленно потеть.

P.T

Маленький коридор большого ужаса

Коротенький L-образный коридор, который можно пройти за полчаса, жуткая гнетущая атмосфера и неожиданное появление теней, существ и звуков — вот и вся P.T.

Причиной столь качественного подхода стало сотрудничество двух титанов — игродизайнера Хидео Кодзимы и кинорежиссёра Гильермо Дель Торо. Увы, Konami быстро свернула разработку игры и убрала демку из магазина. Поэтому сейчас в неё могут поиграть лишь те, кто успел прикупить её в короткое время свободного доступа. Но легенды о ней ходят по-прежнему. И кто знает, может, Кодзима выкупит права на неё и всё же создаст очередной свой шедевр?

Resident Evil 2

Хоть за годы существования франшизы и было сделано очень многое, но основы липкого ужаса, преследующего игроков по пятам, были заложены в сиквеле оригинальной игры.

Resident Evil 2

Сиквел, достойный лавров оригинала

В игре присутствовала улучшенная по тем временам графика, толпы качественно отрисованных монстров, толковый искусственный интеллект, кучи загадок с использованием предметов окружающего мира. Вторая часть серии укрепила позиции «Обители зла» как законодателя мод в жанре игрохорроров.

Хорошая новость: в 2017 году Capcom обещают сделать ремейк, в котором графика будет поднята на должный уровень, а геймплей расцветёт всеми цветами современных игр. Будем надеяться, что своё обещание они выполнят.

Silent Hill 2

В отличие от Голливуда, где сиквелы чаще всего хуже оригиналов, в игровой индустрии часто бывает наоборот. Так и произошло в серии Сайлент Хилл: вторая часть ещё прочнее закрепила славу туманного городка, где кошмары становятся явью, а сюжет заставляет верить истории и рвать волосы на голове сценаристам из Фабрики Грёз.

Silent Hill 2

Игра, ставшая легендой хорроров

Исследование полуразрушенных зданий в кромешной тьме или слабой видимости, постоянный шум радиопомех и нервный поиск источников шума — таков геймплей, влюбивший в себя фанатов. Самое страшное происходит тогда, когда не происходит ничего (подобный эффект использовали режиссёры киносерии «Паранормальное явление») .

Индустрия развивается, игроделы создают новые измерения ужаса и страха, но вторая часть Сайлент Хилла навсегда останется одной из лучших игр в жанре Survival horror.

Как показывает практика, большую часть пугающих и жутких игр делают японцы (уж на страшилках они действительно съели собаку). А развитие виртуальной реальности даёт им способ пугать людей ещё больше и лучше. Вы думали, что познали все грани страха? Можно с уверенностью сказать, что любители суши и няшных рисованных школьниц ещё не раз докажут вам обратное.