Как менялось наше отношение к цветам и что его меняло

Весь мир состоит из различных цветов и их сочетаний. Попробуйте представить себе полное отсутствие цвета, и у вас ничего не выйдет — даже закрыв глаза, вы как будто видите некий тёмный оттенок, который меняется, если «посмотреть» при закрытых веках на источник света.

Восприятие цвета человеком — настолько тонкий индивидуальный процесс, что по нему даже можно судить о тех или иных психологических особенностях и свойствах. В этой подборке вы найдёте самые контрастные, насыщенные моменты и наиболее ярких личностей из истории взаимоотношений людей и оттенков.

1. Колесо урины

10 самых любопытных случаев из истории восприятия людьми цвета

Как правило, моча у всех людей примерно одного цвета — практически бесцветная или с желтоватым оттенком. Но в случае, например, болезни, её цвет может стать насыщенно красным или даже фиолетовым. В Средние века и эпоху Возрождения врачи полагали, что точно диагностировать заболевание человека можно по цвету его испражнений, для чего эскулапы составили целую диаграмму с всевозможными вариантами — так называемое «колесо урины».

Кроме того, врачам, чтобы убедиться в истинности диагноза, приходилось проверять мочу на запах и даже вкус. Конечно, сейчас медицина шагнула далеко вперёд, но её достижения основаны, в том числе, и на самоотверженности средневековых терапевтов, которые в стремлении помочь пациенту могли даже пригубить немного его мочи.

2. Йозеф Альберс

10 самых любопытных случаев из истории восприятия людьми цвета

Немецкий художник, дизайнер и педагог Йозеф Альберс всю свою жизнь был одержим цветом, точнее тем, как различные цвета взаимодействуют друг с другом. Для своих учеников Альберс разработал систему упражнений с цветной бумагой, в ходе которых необходимо было, например, расположить цветные обрезки от светлого к тёмному или достичь иллюзии глубины и объёма, используя только два цвета.

Альберс считал, что свойства цвета непостоянны и зависят от восприятия и манипуляций с ним. В труде 1975-го года «Взаимодействие цвета» немец сформулировал свою теорию и описал результаты экспериментов и наблюдений — книга до сих пор является одной из настольных для современных художников и дизайнеров. Кстати, недавно «Взаимодействие цвета» стало доступно и в виде приложения для iPad, так что при случае можете ознакомиться.

3. Людвиг Витгенштейн

10 самых любопытных случаев из истории восприятия людьми цвета

Огромный вклад в представление человечества о цвете сделал австрийский философ Людвиг Витгенштейн. Его выдающиеся «Заметки о цвете», появившиеся в 1950-м году как ответ на комплексный труд «К теории цвета» Гёте, содержат философские измышления о восприятии человеком различных цветов.

Витгенштейн попытался осмыслить концепцию Гёте, полагая, что через языковые игры можно прийти к понимаю того, как функционируют цвета, потому что сущность этого понятия вообще не позволяет классифицировать его как нечто материальное. В своей работе философ ставит такие вопросы, как: «Почему белый цвет не может быть прозрачным?», «Почему не существует красно-зелёного оттенка?», «Всегда ли белый — самый светлый цвет?» и другие. Витгенштейн — один из немногих, кто попытался создать философию цвета, однако суть цвета по-прежнему таит немало интересного.

4. Корпоративные цвета

10 самых любопытных случаев из истории восприятия людьми цвета

В настоящее время существует такое понятие, как собственники цветов. То есть это, конечно, не отдельные люди, которые выкупили право на использование цвета, а корпорации, запатентовавшие оттенки, использованные в их эмблемах и логотипах. Например, «McDonald’s» оформил права на использование золотых арок, появились такие официально зарегистрированные цвета, как «Starbucks green», «Coca-cola red» и «Gap navy blue», которые могут быть применены только в эмблемах соответствующих компаний.

Кажется, что это звучит абсурдно: как кто-то может присвоить себе цвет, пусть даже компания? Такова бизнес-стратегия владельцев известных брендов — чтобы цвет стал частью стилистики компании, и никто из конкурентов не смог создать похожий логотип. Однако на практике, конечно, сложно бывает доказать, что оттенок позаимствован именно у той или иной торговой марки.

5. Кошениль

10 самых любопытных случаев из истории восприятия людьми цвета

После открытия Нового Света в Европу хлынул поток различных экзотических товаров — от специй, овощей и фруктов до благовоний и ювелирных украшений. В числе всего, что испанцы неустанно вывозили с континента, был неведомый европейцам краситель под названием кошениль (сейчас известен как кармин), который в доколумбовой Америке использовался ацтеками и майя и обладал невероятной ценностью — его даже несли в качестве дани императору ацтеков Монтесуме.

Испанских колонистов поразила яркость этого красителя, и они скупали (а порой и просто отбирали) его у индейцев в огромных количествах и переправляли через Атлантику, где он расходился по портным мастерским всей Европы. Кошениль стал вторым по ценности пунктом экспорта Мексики после серебра.

Кошениль добывают путём сушения и дробления самок определённого вида жуков — кактусовой ложнощитовки, и до начала XIX-го века он был невероятно дорогим, пока его не научились производить искусственно. Недавно кошениль стал «героем» новостей, когда посетители «Starbucks» узнали, что натуральный кармин входит в состав одного из напитков компании.

6. Цветовая модель Пантон

10 самых любопытных случаев из истории восприятия людьми цвета

Когда вы выбираете на компьютере, например, требуемый цвет логотипа, а затем распечатываете эскиз на принтере, как вы можете быть уверенным, что это именно тот оттенок, который вам нужен? Ведь всё зависит от принтера и чернил. Классификация «Pantone Color Matching System» («Цветовая модель Пантон») была создана для того, чтобы обеспечить стандартизацию всех оттенков цветов при распечатке на различных принтерах.

Эта система даже присваивает каждому году тот или иной цвет в зависимости от того, какой оттенок был популярен. Цвет 2013-го года — изумрудный (Pantone 17–5641), 2012-й стал мандариновым (цвет назвали «Tangerin Tango», Pantone 17–1463), а в 2001-м был популярен фуксия (оттенок розового) — Pantone 17–2031.

Согласно этой концепции, оттенок года отражает общее настроение в мире на то время. Релиз изумрудного оттенка 2013-го года гласит: «Ярко-зелёный изумрудный дарит нам чувство благополучия, вдохновляет на понимание, а также способствует обретению баланса и гармонии».

7. Сиреневое десятилетие

10 самых любопытных случаев из истории восприятия людьми цвета

Одним из первых искусственных красителей, которые стали популярны во всём мире, был так называемый «mauve», созданный молодым химиком Уильямом Генри Перкином, когда тот пытался искусственно синтезировать хинин. Перкин получил вещество необычного розовато-лилового цвета с оттенками серого и синего.

Химик продал своё изобретение промышленникам, занимающимся производством тканей, цвет вошёл в моду и быстро стал одним из самых распространённых в мире.

1890-е годы часто называют «Сиреневым десятилетием», потому что открытие Перкина оказало огромное влияние на текстильную промышленность, ведь ранее разработка красителей для тканей была достаточно дорогой, а теперь цвет можно было создавать в химической лаборатории, что сделало оттенки тканей гораздо разнообразнее.

8. Цветной кинематограф и фотография

10 самых любопытных случаев из истории восприятия людьми цвета

В некоторых кинофильмах используется такой эффект: на чёрно-белой плёнке человек открывает дверь и попадает в мир ярких цветов и множества оттенков. Примерно то же самое, только в масштабах всего мира, произошло во второй половине 1930-х годов, когда производство цветного кино стало намного доступнее и проще (хотя ранее существовали технологии раскрашивания чёрно-белых кадров, цветных фильмов было немного из-за трудоёмкости этого процесса).

Цветные фотографии появились ещё во второй половине XIX-го века, но до начала XX-го века не были массовыми. Технический прогресс постепенно упростил процесс их создания, ручное раскрашивание и хитроумные приспособления для превращения двухцветного изображения в полноценное остались в прошлом — теперь едва ли не у каждого в кармане лежит целая фото-студия, помещающаяся в корпусе мобильного телефона.

9. Цветовой орган

Представьте себе, что вы можете воспринимать оттенки звуков. Представили? Это явление называется синестезия, оно возникает при путанице в сигналах, поступающих в мозг от различных рецепторов. Человек видит в цвете щебетание птиц и может попробовать на вкус изумрудно-зелёный, однако такой феномен всё же встречается достаточно редко. А что если преобразовать звук в цвет, чтобы увидеть, какого цвета, например, произведения Баха?

Так называемый «цветовой орган» — это музыкальный инструмент, который с помощью шкалы цветов, привязанной к клавишам и нотам, способен визуализировать целые симфонии. Исполнение на этом органе, например, произведения композитора начала XX-го века Александра Скрябина «Прометей (Поэма огня)» представляет собой незабываемое зрелище.

10. Макс Люшер

10 самых любопытных случаев из истории восприятия людьми цвета

Скажите, какой цвет вам нравится, и я расскажу, что вы за личность, — видимо, именно этой максимой руководствовался швейцарский психотерапевт Макс Люшер, когда разрабатывал систему тестов по определению психологических особенностей и характеристик потенциальных сотрудников для кадровых отделов компаний. В 1971-м году его система была обоснована в книге, предназначенной, прежде всего, для тех, кто намерен собрать эффективный трудовой коллектив.

Суть теста заключается в последовательном выборе восьми различных цветных карточек в порядке предпочтения. Люшер использовал следующие цвета: фиолетовый, серый, красный, чёрный, жёлтый, зелёный, синий и коричневый. Приоритет, отдаваемый синему, говорит об отзывчивости и уравновешенности, чёрный символизирует «ничто, небытие», а красный — это сексуальное желание и предприимчивость.

Когда благодаря науке в мир приходит нечто новое, мир обязательно меняется. И люди-то, что и составляет его основу — меняются тоже. В новой фантастической вселенной «Версум» изменившиеся люди, называющие себя Подобными, обрели способность видеть причинно-следственные связи вещей и событий — Сути — и напрямую влиять на них.

Герои-одиночки или идеальные слуги гигантских корпораций, контролирующих человечество с помощью ключа ко всему, химического элемента амний, Подобные меняют устоявшийся миропорядок. Вы можете стать одним из них: читайте книги, разгадывайте загадки и меняйте ход истории в фантастической вселенной «Версум».