Не рекомендуется смотреть в одиночку и в темноте

10 короткометражек, вызывающих ужас и отвращение

Современные фильмы ужасов зачастую просто переполнены кровью, кусками плоти, ожившими трупами и прочей «расчленёнкой» — режиссёры как будто стали забывать, что самое страшное происходит не на экране, а головах зрителей. В итоге все многомиллионные ухищрения мастеров по спецэффектам и декораторов идут прахом — очередной широко разрекламированный «шедевр» жанра хоррор на деле оказывается комичной и неправдоподобной подделкой, способной напугать разве что детей младшего школьного возраста.

В последние годы набирает обороты любительское короткометражное кино, которое способно дать «полному метру» фору по убедительности и наличию так называемого саспенса. Для вас мы подобрали десять самых выдающихся и страшных короткометражек, снятых независимыми студиями и начинающими режиссёрами.

1. «Я ненавижу снег»

Этот жутковатый, но атмосферный ролик сняла режиссер, которая скрывается за псевдонимом «TheLittleFears» (название её канала на видео-хостинге «YouTube») и описывает себя как «приятная канадка с мягким успокаивающим голосом». Короткометражка «Я ненавижу снег» демонстрирует почти хичкоковское умение нагнетать тревогу и вызвать у зрителя беспокойство. Что касается сюжета, то он довольно прост: героиня выгуливает собаку и, возвращаясь, обнаруживает цепочку следов от босых ног, ведущую в её дом.

Стоит отметить музыкальное сопровождение, которое отлично подходит к резкой, отрывистой манере повествования.

К сожалению, в последнее время «TheLittleFears» не слишком часто радует поклонников новыми работами, а среди созданных ею шедевров есть и более продолжительные, чем «Я ненавижу снег», но не менее пугающие.

2. «Джастин Бибер ест кусочек вкусного торта»

Серию гротескных роликов, посвященных популярным интернет-мемам можно найти на канале «Redminus» видео-хостинга «YouTube». Неизменным успехом у зрителей пользуется анимационная короткометражка, изображающая, как Джастин Бибер поедает кусок торта — в первую очередь потому, что первыми кадрами режиссёру удалось тщательно замаскировать свой истинный замысел — никто не ожидает, что произойдёт в следующую секунду.

В ролике нет ни капли крови, однако это не мешает ему быть отвратительным и страшным.

3. «Настоящие демоны на экране»

Во время работы над роликом Джастин Мартинес предполагал, что ему удастся как следует разыграть и напугать зрителей, однако история получилась настолько убедительной и жуткой, что в благие намерения режиссёра даже как-то не верится. Ролик выглядит, как самый жуткий из снов, при этом в нём нет чрезмерного пафоса и наигранности, присущей многим фильмам ужасов.

«Документальный» стиль подачи материала как бы намекает, что это не сказка и не фантазия — судорожные метания главного героя по тёмной спальне заставляют зрителя на миг очутиться рядом и почувствовать его шумное сбивчивое дыхание.

Не рекомендуется смотреть ролик перед отходом ко сну: сила художественного воздействия короткометражки такова, что в одном из ваших сновидений непременно будут присутствовать руки и потолок.

4. «Джек»

Короткометражный фильм, созданный студией «Daywalt Fear Factory» пугает контрастом между уютными приглушёнными тонами интерьера комнаты и напряжённой и сосредоточенной игрой девочки с «попрыгунчиком» («jack-in-the-box») — коробкой, из которой выскакивает клоун на пружине. Клоун действительно появляется, но не из ящика, а из-за двери, ухмыляясь и строя зловещие гримасы. Сцена снята одним планом, что придаёт событиям некую динамичность и, если можно так выразиться, скоропостижность.

Сюжет намекает на то, что происходящее определяется действиями девочки, однако развязки у истории нет — это внушает оптимизм (ребёнок не обречён), но и некоторые опасения, что нечто ужасное всё же может случиться.

5. «Двойник Агамемнона»

Сюрреалистичное творение Майкла Робинсона стилизовано под искажённую и затёртую видеоплёнку, которую, согласно сюжету, обнаружили в 2571-м году под руинами одного из разрушенных зданий. Своеобразная анимация «Двойника» — не что иное, как дань уважения психоделическим мультфильмам 1970-х годов, а лягушкообразные персонажи напоминают героев американского кукольного мультсериала «H. R. Pufnstuf», снятого в 1969–1970-м годах.

Нагромождение ярких шизофренических образов и специфическое звуковое сопровождение обеспечивают почти физический дискомфорт, а постоянные «помехи» и «искажения» создают напряжение и как бы напоминают об ужасах постапокалиптического мира, в котором была найдена кассета.

Кстати, Майкл Робинсон известен как автор абстрактных экспериментальных кинолент о природе, для него это первый опыт в создании «мини-фильмов ужасов», который, надо сказать, оказался довольно впечатляющим.

6. «Бе-е-е»

Сириак Харрис, известный также как Мутировавший Монти — один из самых успешных независимых аниматоров современности, в числе прочего он создавал рекламные ролики для «Coca-Cola» и заставки для телеканалов «Adult Swim» и «BBC».

Все работы Харриса выполнены в сумасшедшем, только ему присущем и поэтому легко узнаваемом стиле. Здесь представлено одно из наиболее «мягких» творений британца, в котором нет сцен насилия и жестокости, но неуёмная фантазия художника вытворяет с безобидным ягнёнком такое, что после просмотра возникают серьёзные опасения за состояние его психики.

Немалую толику зловещего «очарования» фильму придаёт музыка, созданная самим Харрисом: восьмибитный мотив напоминает ночной кошмар композитора, пишущего музыку для детских развлекательных передач.

7. «Мобильник в микроволновке»

Среди пользователей хостинга «YouTube» очень популярны ролики, изображающие, что произойдёт с различными вещами, если их поместить в блендер или, например, микроволновку. Эта короткометражная лента, выложенная на сайте «Break.com», начинается, как одна из таких видео-шуток, но затем сюжет развивается в совершенно непредсказуемом направлении.

При всей стремительности и динамичности происходящего на экране, автор оставляет элемент недосказанности: на участь главного героя намекает лишь негромкий встревоженный лай собаки в последних секундах ролика.

8. «Пересмешник»

Чтобы заставить зрителя почувствовать неподдельный ужас и отчаяние, совсем необязательно тратить миллионы долларов на спецэффекты и виртуальных монстров — достаточно короткого сюжета о молодой семье и радио-няне.

Гениальная кинолента студии «Daywalt Fear Factory» не зря была включена сайтом «Horrorboom.com» в число самых страшных короткометражных фильмом 2012-го года. «Пересмешник» очень ярко обозначает ту тонкую, хрупкую грань, которая отделяет мир домашнего уюта от мира всепоглощающего страха родителей за своего ребёнка. Под кокетливое «подмигивание» радио-няни тихая идиллия моментально превращается в ад неопределённости и нарастающего беспокойства.

9. «Качественное мясо»

Видео не встраивается, посмотреть можно тут.

Немногие короткометражки способны так быстро заставить зрителя почувствовать ужас, как это делает «Мясо». Добавив к обычной POV-съёмке («Point of View» — «точка зрения», операторский приём, когда съёмки ведутся «от первого лица») в супермаркете фантастических мясных монстров, создатели фильма, учащиеся «Школы визуальных эффектов Гномон», получили потрясающую по реалистичности и натурализму «картинку».

Несмотря на то, что в фильме происходят совершенно невероятные вещи, всё это выглядит, как репортаж очевидца с места событий, чему способствует, в том числе, тщательное, детальное изображение мясных туш. Никакого насилия в ролике нет, эффект отвращения достигается за счёт декораций — все 16 секунд фильма буквально нашпигованы мясом, лежащим, ползущим, корчащимся и извивающимся.

10. «Последнее погружение»

По заказу веб-сайта «Vice.com» начинающий, но уже довольно известный сценарист, писатель и режиссёр Джейсон Айзенер снял короткую киноленту, которая по накалу страстей вполне может соперничать с такой признанной классикой «подводных» фильмов ужасов, как «Челюсти».

Сюжет ролика не слишком затейлив: команда спасателей обследует дно водоёма и среди прочих предметов (детская коляска, велосипед, бетонные блоки) находит нечто кошмарное. Айзенеру отлично удалось передать атмосферу изолированности и оторванности водолаза от мира, когда он погружается на дно — практически всё действие происходит в полной темноте, единственной надеждой дайвера и его «глазами» является фонарь, но и он, в конце концов, выхватывает из тьмы таящийся в ней ужас.

Игорь Корниенко
2013-11-20 18:33:00
https://vimeo.com/21216091
Сергей Стриж
2013-11-23 20:31:00
Ну, может "Джек" на что-то и тянет по заявленному формату. А в основном смехотура! Предупреждать надо...))))))))))))