«Игра Престолов» — один из самых популярных сериалов всех времён. За героев телевизионной эпопеи переживают, как за любимых родственников и близких друзей, при каждом повороте сюжета сердца миллионов поклонников обливаются кровью и очередная новая серия для них — всё равно что весточка с фронта. Слагаемые успеха просты — первоклассный исходный материал за авторством гениального фантаста, профессиональная съёмочная группа канала HBO и, конечно, бездонный кошелёк бюджета. В «Игре» есть всё: потрясающая, как сейчас говорят, «картинка», виртуозные диалоги, превосходные костюмы, безукоризненная игра актёров — неудивительно, что сериал сразу после выхода стал культовым. Однако, в лучших традициях «Песни Льда и Огня», триумфальное шествие «Игры» по миру может закончиться неожиданно плачевно. Попробуем разобраться, почему.
1. Темпы создания сериала не совпадают со скоростью работы над сагой
Первые два сезона сериала целиком охватывают события «Игры престолов» и «Битвы королей» — первой и второй книги из саги американского писателя Джорджа Мартина «Песнь Льда и Огня», по которой, как известно, снимается сериал. Третий и четвёртый сезоны большей частью основаны на «Буре мечей», третьем романе серии и затрагивают некоторые события четвёртого, под названием «Пир стервятников».
Предполагается, что сага будет состоять из семи романов, однако, на данный момент писатель успел завершить лишь пятый, так что в запасе у создателей сериала часть сюжета четвёртой книги, пятый роман «Танец с драконами» и два ещё не написанных романа — казалось бы, материала навалом, так что беспокоиться не о чем. Однако, если учесть, что работу над «Песнью» Мартин начал ещё в 1991-м, а пятый роман вышел лишь в 2011-м, получается, автор тратил в среднем по четыре года на каждую книгу (над последней Мартин работал около шести лет). Ожидается, что шестой роман (рабочее название — «Ветра зимы») увидит свет в 2015-м году, но скорее всего — несколько позже, ведь сам Джордж в одном из интервью не смог назвать даже приблизительную дату релиза. О выходе последней из книг серии и вовсе говорить пока рано — можно лишь надеяться, что фантасту удастся завершить её к 2020-му.
Съёмки каждого сезона сериала длятся около года, значит премьера пятого должна состояться весной следующего года, при этом поклонникам «Игры» не стоит надеяться на выход шестого раньше 2016-го, а когда начнутся работы над последними двумя сезонами (создатели телесериала утверждают, что восьмой станет финальным), вероятно, известно лишь ясновидящим. В любом случае, чтобы узнать, чем закончиться сериал, придётся ждать как минимум, пять-шесть лет — за это время многие фэны могут потерять интерес к телевизионному «долгострою».
2. Затраты на создание сериала
Понятно, что работа над кино-эпопеей с огромным числом главных и второстепенных персонажей в тщательно проработанных костюмах и множеством батальных сцен обходятся недёшево — первый сезон стоил около $60 млн, а повышение зрелищности следующих сезонов потребовало ещё больших трат. География съёмок охватывает Исландию, Северную Ирландию, Мальту, Хорватию и Марокко — создатели «Игры» готовы пойти на всё, чтобы найти потрясающе красивые пейзажи, которые так нравятся телезрителям.
На одну только серию «Черноводная» с битвой у Королевской гавани было потрачено более $8 млн, при том, что само сражение описано далеко не так подробно и красочно, как у Мартина. В ходе съёмок эпизода «Дозорные на Стене» (где изображён штурм Чёрного замка) подобных издержек удалось избежать только благодаря различным хитростям, вроде использования самого большого в Европе зелёного фонового экрана, который применяется для совмещения изображений при создании фильмов.
Телеканал HBO не в первый раз сталкивается с фантастической величины расходами на производство своих сериалов — так, съёмки «Рима», ставшего одним из самых успешных проектов подобного рода в истории кинематографа, были прекращены именно по причине их сумасшедшей дороговизны. Общий бюджет двух сезонов «Рима» составил более $100 млн, однако сейчас примерно столько же HBO тратит на каждый сезон «Игры Престолов», при этом, если учесть неизбежное падение интереса к фэнтези-сериалу во время долгих перерывов между сезонами, в итоге «Игра» может оказаться убыточной.
Джордж Мартин предлагал создателям «Игры» включить в сюжет несколько других его произведений, не связанных с вселенной «Песни Льда и Огня», чтобы съёмки не останавливались во время работы над книгами, но вряд ли поклонников порадует тот факт, что к десяткам действующих лиц сериала, имена которых и так нелегко запомнить, добавятся ещё несколько.
3. Дети-актёры
В сериале и в реальности время движется с разной скоростью, а съёмки ведутся уже довольно долго, поэтому актёры, которые по сюжеты должны быть детьми, на деле уже превратились в юношей и девушек — например, Айзеку Хэмпстед-Райту, на экране играющему 7-летнего Брана Старка, в этом году исполнилось 15.
Из-за разительного отличия между актёром и его персонажем создатели «Игры» вынуждены идти на хитрости и различными способами скрывать истинные габариты «маленького мальчика». Так как Бран был сброшен с башни и у него отказали ноги, персонажа не нужно было снимать стоя, кроме того, нижняя половина его тела почти всегда чем-то накрыта. Также, Айзек старается говорить высоким голосом, что не так-то просто, ведь в период полового созревания у всех мальчишек «ломается» тембр.
Похожие проблемы и у исполнительницы роли Арьи Старк актрисы Мэйси Уильямс: 17-летней девушке необходимо выглядеть на 14, так что у продюсеров сериала остаётся всё меньше времени, чтобы решить нелёгкую задачу — продолжать основательно гримировать Уильямс и одевать её в специальные костюмы, зрительно уменьшающие рост, «убить» Арью, или «причинить ей тяжкое увечье», как в случае с Браном.
4. Поклонники могут повлиять на сюжет
Среднестатистический поклонник сериала склонен относиться к многочисленным жестоким убийствам, которыми изобилует сюжет, с мужеством и стойкостью старого вояки, прошедшего не одну «горячую точку», но готового схватиться за пистолет, если в очередном сезоне нет его любимого персонажа или развития одной из сюжетных линий. Автор первоисточника может прекратить существование, скажем, Тириона Ланнистера в любой момент, но в таком случае канал HBO потерпит значительные убытки, ведь без потрясающего Питера Динклэйджа очарование «Игры» будет неполным и сериал наверняка потеряет множество зрителей.
Как говорил сир Киван Ланнистер: «Человек, который сражается из-за денег, верен лишь собственному кошельку». Консерватизм фэнов и коммерческий фактор сослужили экранизации «Песни Льда и Огня» недобрую службу — сценаристы стали потакать вкусам зрителей, что заметно притупило остроту интриги первоисточника. Именно это произошло при адаптации четвёртой книги серии — создатели «Игры» решили, что совершенно новые персонажи катастрофическим образом скажутся на рейтингах, поэтому часть сюжетных линий «Пира стервятников» объединили с «Бурей мечей», где были знакомые и полюбившиеся массовому зрителю лица. Героев, которые показались продюсерам несущественными для основного сюжета, убрали, как и часть эпизодов, что позволило уложиться в жёсткие временные рамки сериала. Проблема в том, что продюсеры далеко не всегда представляют себе логику развития сюжета и не понимают, что «побочные» сюжетные линии зачастую очень важны для обоснования поступков персонажей.
Если Джордж Мартин не успеет поставить точку в последней строке седьмого романа до того, как завершится работа над сериалом, есть большая вероятность, что телевизионщики вовсю начнут додумывать свои сюжетные ходы-то есть, попросту говоря, нести отсебятину, бесконечно далёкую от замысла автора.
Конечно, экранизации литературных произведений практически всегда отличаются от первоисточников некоторыми деталями, а иногда и поворотами сюжета, но в случае с таким эпохальным трудом, как «Песнь Льда и Огня» вольности сценаристов можно назвать кощунством. Например, если в конце сериала Тирион и Джейме объединятся, чтобы спасти королевство, а в финале книги будет ясно написано, что их обоих сожрал дракон, это будет трагедия, сравнимая с Красной свадьбой — истинные ценители творчества Джорджа Мартина меня поймут.