Триумфальный прокат в мировых кинотеатрах фильма «Интерстеллар» и восторжённые отзывы критиков в лишний раз подтвердили, что Кристофер Нолан войдёт в историю, как один из величайших режиссёров современности. Во время, когда киноиндустрия переполнена сиквелами и однотипными картинами, Нолан продолжает быть оригинальным и с успехом выпускает один блокбастер за другим. А такие персонажи, как Бэтмен в исполнении Кристиана Бэйла в трилогии «Тёмный рыцарь», будут считаться идеальным воплощением супергероев не одно десятилетие. Предлагаем вашему вниманию несколько интересных фактов о творчестве этого гениального режиссёра.
- 10. На создание фильма «Тёмный рыцарь» Нолана вдохновил рассказ «Batman: The Killing Joke»
- 9. Фильм «Помни» снят по мотивам рассказа, написанного братом Нолана
- 8. Саундтрек к картине «Начало» был написан необычным способом
- 7. Нолан любит вкладывать скрытый смысл в имена персонажей
- 6. Снимать «Интерстеллар» должен был Стивен Спилберг
- 5. Главные герои картины «Начало» символизируют участников съёмочного процесса
- 4. Песня мальчика из картины «Бэтмен: Начало» имеет символический смысл
- 3. Первая полнометражная работа Нолана имела бюджет 6 тысяч долларов
- 2. В картине «Бэтмен: Начало» снялись некоторые актёры из «Преследования»
- 1. Работа над сценарием «Начала» длилась более 8 лет
10. На создание фильма «Тёмный рыцарь» Нолана вдохновил рассказ «Batman: The Killing Joke»
Алану Муру, прославившемуся благодаря созданию комикса «Хранители», также принадлежит авторство комикса-романа под названием «Batman: The Killing Joke». В нём идёт речь об истории происхождения Джокера, а также о его, мягко говоря, непростых отношениях с Бэтменом.
По признаниям Кристофера Нолана, он старался следовать именно этому рассказу при создании образа Джокера, которого сыграл Хит Леджер. Так, в одном из интервью режиссёр сказал следующее: «Джокер – абсолютный анархист. Он целиком предан хаосу, невзирая на то, что на первый взгляд он не преследует никаких целей. Алан Мур чётко показал, что главный злодей стремится только к одному: продемонстрировать, что он на самом деле не такой уж и ужасный, каким его могли сделать события прошлого. Любой человек на его месте стал бы таким же, а может – и ещё хуже».
9. Фильм «Помни» снят по мотивам рассказа, написанного братом Нолана
Рассказ «Memento Mori», написанный родным братом гениального режиссёра, Джонатаном Ноланом, считается своеобразным приквелом к картине «Помни». В центре событий оказывается человек по имени Эрл, страдающий от так называемой «обратной амнезии». Через каждые 10 минут вся его кратковременная память полностью стирается. Остаются исключительно старые воспоминания, связанные со временем до инцидента, при котором Эрл получил серьёзную травму головы.
Повесть «Memento Mori» начинается с того, что Эрл оказывается в психиатрической больнице и успешно из неё сбегает. Это значит, что и главный персонаж фильма также в прошлом был в этом месте и сумел выбраться из него некоторое время спустя. В заключительной части картины Кристофер намекает на это: у героя в памяти прорезаются воспоминания о Сэмми Дженкинсе, человеке, страдавшим похожим заболеванием. Причём, он помнит его на лечении в психбольнице. Через секунду, вместо Дженкинса там же оказывается сам главный герой.
8. Саундтрек к картине «Начало» был написан необычным способом
Мало кто знает, что композиция Чарльза Дюмона «Non, je ne Regrette Rien» (в 1960-ом году её исполнила Эдит Пиаф) послужила основой для создания главной музыкальной темы фильма «Начало». В картине главные герои пробуждаются под неё после успешно выполненного во сне задания. Давая интервью изданию New York Times, знаменитый немецкий композитор Ханс Циммер признался, что попросил музыкальных специалистов извлечь из оригинальной версии песни одну ноту. Её он впоследствии обрабатывал самыми разными способами – накладывая эффекты, замедляя и ускоряя. В итоге из единственной ноты был получен саундтрек, использованный в фильме Нолана. Подобно людям, музыка также способна меняться под влиянием времени, она может постепенно погружаться в мир грёз, одна нота стаёт растянутой и продолжительной. «Многие считают важнейшей частью фильма сон, но для меня это – время. Как по мне, Крис смог создать своеобразную ленту о временных путешествиях», – сказал Зиммер.
Кстати, на вышеупомянутую песню Эдит Пиаф есть и ещё одна ссылка в фильме – он идёт 2 часа 28 минут, а первая запись композиции длилась 2 минуты 28 секунд.
Это интересно: По оценкам пользователей популярнейшего русскоязычного кинопортала «Кинопоиск» фильм Нолана «Начало» находится на 7-м месте в списке лучших картин всех времён; «Интерстеллар» – на 12-м; «Престиж» – на 15-м; «Тёмный рыцарь» – на 39-м; «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» – на 88-м. Ни один другой режиссёр не может похвастать присутствием сразу 5 своих картин в Топ-100!
7. Нолан любит вкладывать скрытый смысл в имена персонажей
Инициалы главных героев кинофильма «Престиж», которых сыграли Кристиан Бэйл и Хью Джекман, если их сложить вместе, образуют слово «АБРА» (Альфред Бордон и Роберт Анжер), являющееся частью волшебного заклинания «абракадабра». В картине «Начало» первые буквы в именах основных персонажей составляют слово «dreams», в переводе означающее «сны».
6. Снимать «Интерстеллар» должен был Стивен Спилберг
Ещё в начале 2006-го года в прессе расползлись слухи о том, что знаменитый Стивен Спилберг начал работать над созданием фильма, в котором речь пойдёт о путешествиях в пространственно-временных координатах. Эта картина должна была быть посвящена истории группы космических исследователей, сумевших прорваться сквозь червоточину во Вселенной в другое измерение. Эта идея была заимствована из работ Кипа Торна – американского физика-теоретика, прославившегося благодаря большому вкладу в изучение таких наук, как гравитационная физика и астрофизика. Торн уверен, что кротовые норы на самом деле существуют и их можно использовать для перемещения во времени. Спилберга эта идея заинтересовала после посещения научного семинара, на котором присутствовали десятки учёных (в том числе и Кип Торн). На должность сценариста авторы проекта наняли Джонатана Нолана. Вскоре Спилберг отказался от «Интерстеллара» по причине загруженности. Джонатан порекомендовал руководству предоставить вакантное место его родному брату. Наверняка сейчас мало кто жалеет, что знаменитый Стивен предпочёл «Интерстеллару» другие проекты. Ведь его подход к съёмкам сильно отличается от принципов Кристофера Нолана. «Интерстеллар», снятый Спилбергом, выглядел бы совершенно иначе – было бы больше спецэффектов, но куда меньше науки и глубокого смысла.
Это интересно: По мнению астрофизиков, визуализированные в фильме модели «кротовой норы» и «чёрной дыры», созданные при активном содействии Кипа Торна – самые точные и достоверные из всех когда-либо созданных. Более того – планируется интегрировать в образовательный процесс обязательный просмотр «Интерстеллара» на школьных уроках астрономии.
5. Главные герои картины «Начало» символизируют участников съёмочного процесса
Давая интервью изданию Entertainment Weekly, Кристофер Нолан рассказал, что роли каждого главного персонажа в фильме «Начало» имеют «эквивалент» в мире киноиндустрии. Архитектор символизирует художника-постановщика, Имитатор – актёра, Проводник – продюсера, Извлекатель – самого режиссёра, а Сайто – зрительскую аудиторию. «В попытках воссоздать творческий процесс командной работы, я постарался описать команду, которая прекрасно мне знакома», – заявил Кристофер.
Это интересно: Киностудия предлагала Кристоферу выпустить «Начало» в формате 3D, но режиссёр отказался, сказав, что это будет только отвлекать зрителей от показанной в фильме истории.
4. Песня мальчика из картины «Бэтмен: Начало» имеет символический смысл
Наверняка фанаты творчества Нолана запомнили момент, когда юный мальчик поёт грустную песню после трагической кончины родителей Брюса Уэйна в картине «Бэтмен: Начало». Один из известнейших в мире композиторов Ханс Циммер объяснил журналистам, что эта композиция символизирует неспособность главного героя продвигаться вперед после смерти самых близких людей.
«Если вы будете внимательны, то сможете услышать, что мальчик исполняет одну-единственную ноту 4 минуты подряд. Мы смогли в буквальном смысле остановить время», – утверждает Ханс. Кстати, эта мелодия задействована в фильме ещё раз, в эпизоде, когда Бэтмен пролетает над морем навстречу своему новому будущему. По замыслу Зиммера, тогда эта музыка звучит для него в последний раз, ведь главный герой, наконец, разрывает оковы державшего его прошлого.
3. Первая полнометражная работа Нолана имела бюджет 6 тысяч долларов
Захватывающий триллер с элементами драмы под названием «Преследование» был отснят Кристофером Ноланом в рамках бюджета в 6 тысяч американской валюты. Для сравнения: на съёмки фильма «Тёмный рыцарь» было потрачено около 185 миллионов, «Начала» – 160 миллионов, «Интерстеллара» – 165 миллионов.
В интервью изданию «A.V. Club» Кристофер говорил: «Это была лента, которую я снимал, не рассчитывая на то, что получу за неё хотя бы копейку, я был готов за всё платить самостоятельно. У меня не было много денег. А все участники фильма были заняты на своих работах с утра до вечера, пытаясь сводить концы с концами в Лондоне, что достаточно трудно. Но мы подсчитали: если снимать «Преследование» на 16-миллиметровую чёрно-белую пленку, получится делать примерно по 15 минут фильма каждую неделю. Так мы смогли участвовать в съёмках без ущерба для своей основной работы».
2. В картине «Бэтмен: Начало» снялись некоторые актёры из «Преследования»
Джереми Теобольд, исполнивший главную роль в дебютной работе Нолана «Преследование», в легендарной саге о Бэтмене сыграл роль технического работника из компании Wayne Enterprises. Исполнительнице же ведущей женской роли, Люси Расселл, выпала возможность сыграть женщину, защищавшую Бэтмена от посторонних, когда тот обедал в ресторане. Ну а родной дядя Кристофера, Джон Нолан (служитель полиции в «Преследовании») получил роль члена компании Wayne Enterprises, безмерно преданного отцу Брюса Уэйна.
1. Работа над сценарием «Начала» длилась более 8 лет
Впервые Кристофер Нолан презентовал идею для своего будущего проекта кинокомпании Warner Bros. после успешных съёмок «Бессонницы» (2002-ой год). Студия предложение одобрила и дала Нолану «зелёный свет». Но к тому времени написанного сценария ещё не существовало – он был лишь в голове у Кристофера. Нолан посчитал, что лучше будет перенести его на бумагу до заключения предварительного контракта и представить руководству студии. Тогда режиссёр планировал завершить сценарий на протяжении одного-двух месяцев: нужно было просто записать свои мысли. В действительности же на это ушло около восьми лет.
По словам Кристофера, вся история фильма основана на эмоциях, на безумной любви главного героя к своей супруге и его желании вернуться домой к своим детям. Нолан отмечает, что никогда нельзя сдаваться, отказываясь от собственных идей: «У меня, безусловно, были и другие мысли, в которых, по моему мнению, был большой потенциал, но никто заранее не знает, чем всё может обернуться. Каждый снятый мною фильм менял и меня самого, я становился другим и развивался как личность».
Это интересно: Леонардо Ди Каприо был для Нолана первым и единственным претендентом на роль Кобба. Так случилось, что он стал первым актёром, давшим согласие на съёмки в проекте.
А насколько хорошо с творчеством Нолана знакомы вы? Если, читая текст, вы услышали хотя бы об одном фильме, который до сих пор не видели, – мигом исправляйте данное упущение, не пожалеете!