Люди за свою недолгую историю успели построить и разрушить невероятное количество уникальных архитектурных памятников. Но ещё больше объектов навсегда остались на стадии эскизов. Они так и не были никогда созданы. К вашему вниманию – 10 удивительных архитектурных сооружений, которым, к сожалению, не удалось найти воплощение в камне и стекле.
Токийская Вавилонская башня
Самая высокая гора на Земле – Эверест (8848 метров). На секундочку включите фантазию и попробуйте представить, что какой-то сумасшедший архитектор построил на пике этой горы ещё и крупнейший небоскрёб в мире – «Бурж Калифа» (828 метров). И знаете что? Даже в таком случае крыша небоскрёба не дотягивала бы 300 с лишним метров до верхней точки Вавилонской башни Токио.
Это интересно: Это умопомрачительное здание в Японии так и не было построено. О нём только мечтали в начале 90-х годов. По предварительным расчётам, возведение 10-километрового небоскрёба, способного вместить 30 миллионов (!) человек, длилось бы примерно 150 лет. Стоимость проекта превысила бы 300 триллионов долларов, а площадь основания – размеры многих мировых государств.
Параллельно рассматривался более скромный проект по строительству «всего лишь» 4-километрового небоскрёба. Расчётная площадь фундамента этого «монстра» превышала 4100 квадратных километров, что в 2 раза больше территории Люксембурга и в 25 – Лихтенштейна.
Несмотря на то, что предложение по возведению Токийской Вавилонской башни было озвучено во времена повального увлечения японцами внушительными небоскрёбами, неизвестно, рассматривалось ли оно всерьёз. К тому же, через несколько месяцев в стране начался сильнейший экономический кризис, и о проекте благополучно забыли.
Дворец Веселья
К концу 50-х годов прошлого столетия британка Джоана Литтлвуд уже успела гарантировать себе место в учебниках истории. Будучи театральным режиссёром, она прославилась на весь мир своим неординарным подходом к постановкам. Именно Литтлвуд сделала театр более интересным для широкой публики. Но этого ей показалось мало. Джоана стремилась коренным образом изменить само восприятие театра людьми.
В 1960 году она наняла архитектора Седрика Прайса, который должен был помочь ей разработать самое радикальное здание театра в истории. Своё сооружение Джоана назвала Дворцом Веселья (или Потешным дворцом). Проект перевернул любые представления о том, на что способна архитектура.
Литтлвуд составила проект здания, напоминавшего огромный конструктор, в котором ни одна часть не была неподвижной. Стены и внутренние горизонтальные платформы должны были представлять собой стандартные модули. Их можно было бы быстро передвигать с одного места на другое с помощью нескольких подъёмных кранов.
Это интересно: Места в зале, сцены, холл, кафе и кинозалы – всё это также должно было быть мобильным. По желанию, эти элементы могли бы складываться на любой платформе, перемещаться и видоизменяться. На месте, где сегодня находилась сцена, на следующий день могла появиться касса, а раздевалку могла сменить, например, большая аудитория. В Дворце Веселья не могло быть двух подряд одинаковых посещений.
Если вы думаете, что Джоана Литтлвуд немного перемудрила со своим театром – вы не одиноки. Жители Лондона возненавидели здание, которое ещё даже не начали строить. Церковные группы, Верховный лондонский совет – они сделали всё, чтобы не допустить начала реализации проекта. А когда в начале 70-х годов Джоана таки получила разрешение, финансирование внезапно иссякло. Работы так и не начались.
Гробница для Ньютона
Француз Этьен-Луи Булле считал Исаака Ньютона величайшим гением всех времён. Этот неоклассический архитектор жил и работал в XVIII столетии в Париже. По его мнению, математик-новатор Ньютон заслуживал такого же новаторского памятника. Вскоре Булле представил своё видение этого объекта. Он собрался построить… крупнейшую на Земле сферу!
Судя по эскизам, 1,5-километровый шар должен был быть наполовину заключён внутрь цилиндрической базы. По размерам этот памятник с лёгкостью переплюнул бы даже Великую пирамиду в Египте.
Вне сомнений, посетители этого мемориала ощущали бы сильное головокружение. Взойдя по гигантской лестнице, люди должны были бы проползти сквозь узкий тоннель внутрь сферы. Там они столкнулись бы с величественной и бесконечной пустотой, буквально «взрывающей» мозг. А посреди этой огромной сферы должен был находиться саркофаг с прахом великого математика, словно точка в бесконечной Вселенной. Миниатюрные отверстия в оболочке шара позволяли бы солнечным лучам проникать внутрь здания в форме созвездий.
Но практичность этого гигантского сооружения, к сожалению, стремилась к нулю. Вопрос о его строительстве был снят с повестки дня. яндекс
Институт Ленина
В 1927 году обычный студент Московского Архитектурного института Иван Леонидов создал проект, который потряс всё архитектурное сообщество. Он предложил построить Института Ленина – здание, аналогов которому в мире не было и в первом приближении.
Леонидов планировал совместить обширные библиотеки и не менее внушительные лекционные залы в крупнейшем сооружении на планете. Судя по его замыслу, хранилище библиотеки должно было вмещать свыше 15 миллионов книг. В каждом из пяти читальных залов могли бы одновременно находиться 800–1000 человек. Такая большая библиотека нуждалась в наличии мощной логистической системы, поэтому Леонидов в своём проекте нафаршировал здание конвейерами, перемещающими одновременно сотни томов по этажам. Лекционный зал вместимостью в 4 тысячи человек выглядел бы ещё более внушительно. А служащая крышей огромная стеклянная сфера, по замыслу студента, должна была наполовину открываться.
Это интересно: По помещению планировалось пустить собственную трамвайную линию, выходящую прямо в Москву. А ещё Иван Леонидов планировал разместить в здании Института Ленина одну из крупнейших в Европе радиостанций.
Удивительно, но проект Леонидова завоевал немало поклонников. Но руководство страны назвало его «невозможным». По словам архитектора Моисея Гинзбурга, Леонидов просто не смог доказать, что разработанное им сооружение действительно было необходимым в Москве.
Аэропорт в самом центре Лондона
В 1931 году сумасшедший лондонский архитектор Чарльз Гловер представил проект по переносу аэропорта в центр столицы Великобритании. Да вот только в ходе работы над ним он забыл учесть самое главное – безопасность.
Гловер предлагал инвестировать 5 миллионов фунтов стерлингов (для 30-х годов – просто невероятные деньги) в строительство уникальной взлётно-посадочной полосы. Она должна была бы иметь форму круговой трассы, опиравшейся на крыши сотен домов.
В проекте было указано, что аэродром должен растянуться от Кингс-Кросс до самой Трафальгарской площади. Гловер разработал план строительства частных гаражей для личных самолётов, лифтов для транспортировки людей вниз или вверх. При этом он не предложил ни одного конструктивного решения, которое защитило бы летательный аппарат от возможного падения с края взлётной полосы на головы горожан. А ведь количество жертв при любой подобной трагедии исчислялось бы десятками, а то и сотнями людей. Несмотря на это, многие до сих пор относятся к предложенному Гловером проекту с полной серьёзностью и требуют его реализовать.
Чарльз Гловер – далеко не единственный архитектор, которого нисколько не заботила безопасность жителей столицы. Например, в 30-х годах прошлого века один из его коллег предложил построить аэропорт возле Вестминстерского дворца. Озадачивал ли его тот факт, что в случае авиакрушения могло пострадать британское правительство? Вряд ли. А в 50-х годах ещё один безумец пытался получить разрешение на размещение взлётно-посадочной полосы на крыше вокзала Чаринг-Кросс.
Вращающийся небоскрёб «Dynamic Tower»
В 2008 году известный итальянский архитектор английского происхождения Дэвид Фишер обнародовал план самого амбициозного архитектурного объекта в мире. Стоимость строительства 80-этажного небоскрёба «Dynamic Tower» была им оценена в сравнительно скромные, как для сооружения такого масштаба, 700 миллионов долларов. Планировалось, что здание будет обеспечивать себя электроэнергией за счёт 79 ветровых турбин, установленных на разной высоте.
Это интересно: Каждый этаж «Dynamic Tower» должен был вращаться независимо от других, так что небоскрёб всегда выглядел бы по-разному.
Фишер предложил использовать сборные конструкции, надёжно прикреплённые к мощному центральному стержню из бетона. Вышеупомянутые турбины должны были питать каждый из 80 этажей отдельно, что позволило бы им вращаться с любой скоростью.
Официально этот проект до сих пор не был отвергнут. Сам архитектор утверждает, что всё идёт по плану и через каких-то 5–10 лет любой человек сможет увидеть это чудо. Тем не менее, изначально говорилось, что архитектурный шедевр «Dynamic Tower» примет первых посетителей уже в конце 2010 года. На дворе уже 2015 год, и ни один кирпич до сих пор не был заложен в фундамент. Более того, даже подходящий участок земли до сих пор не куплен.
Возможно, Фишеру не стоило изначально ориентировать свой проект на Дубай. Всё же строительная промышленность одного из богатых и футуристических городов на земле до сих пор не может полностью оправиться от финансового кризиса 2008 года.
«Музыкальный маяк» Христофора Колумба
Ещё за 80 лет до Дэвида Фишера советский архитектор Константин Мельников работал над проектом динамического памятника. В отличие от своего итальянского коллеги, он не пытался построить просто красиво выглядящий объект. Мельников хотел, чтобы его сооружение в прямом смысле слова могло играть сложные музыкальные композиции!
Памятник первооткрывателю Америки Христофору Колумбу должен был стать самым прекрасным маяком на земле. По замыслу Мельникова, гигантский верхний конус маяка должен был быть полым. В нём собиралась бы дождевая вода, вращающая небольшую турбину, генерирующую электричество.
Это интересно: Но самой впечатляющей деталью маяка должны были стать громадные, колеблющиеся от малейшего дуновения ветерка крылья на стенах сооружения. Раскачиваясь в горизонтальной плоскости, они постоянно ударяли бы по одному из 7 больших колец, рождая неповторимую мелодию. Её можно было бы услышать за десятки километров. То есть, в ветреную погоду маяк играл бы сложные партитуры.
Обидно, что жюри не оценило новаторскую идею Константина Мельникова и отдало предпочтение большому, но скучному монолитному блоку.
Космические цилиндры О’Нила
Американский физик Джерард О’Нил, пытаясь заразить людей идеей колонизации Вселенной, в 1974 году представил проект гигантской космической колонии, живущей в многокилометровых цилиндрах. Проект получил название «Цилиндры О’Нила». Он стал вершиной футуристического мышления своего времени.
Каждый цилиндр, представлявший собой 30-километровую стеклянную трубку, по замыслу автора, должен был висеть на орбите нашего спутника в так называемой точке L5. Гравитация создавалась бы за счёт постоянного вращения (эта же идея используется в фильме «Интерстеллар»). Полосы земли должны были располагаться по «многоэтажному» принципу. Это значит, что над головой у людей, живущих на одной полосе, находилась бы другая – на высоте в сотни метров. Жители колонии имели бы возможность перемещаться на нужный уровень посредством сверхскоростных лифтов.
В каждом из цилиндров планировалось разместить мощную климатическую систему, с помощью которой можно было бы создавать в колонии погодные условия, соответствующие каждому из 4 времён года.
О’Нил грезил созданием сотен подобных цилиндров, после запуска на орбиту они были бы соединены между собой толстой паутиной кабелей. В такой космической колонии смогли бы жить 4 миллиарда космических колонистов.
К сожалению, эту идею можно отнести к разряду научной фантастики, ведь она на сотни лет опередила своё время. Даже сегодня, через 41 год после презентации проекта Джерарда, не существует технологий, с помощью которых можно было бы создать цилиндры с нужными характеристиками. Так что остаётся надеяться на будущие поколения.
Дьявольские тюрьмы Джованни Пиранези
Джованни Баттиста Пиранези в корне отличается от большинства других упомянутых в этой статье архитекторов. Он даже не надеялся на то, что спроектированные им конструкции вообще будут когда-либо возведены. И знаете, это даже хорошо! Дело в том, что жизнь в построенных по эскизам Пиранези зданиям была бы сущим адом. Живший ещё в XVIII веке итальянский гравёр и архитектор рисовал настолько ужасные тюрьмы, что превзойти его было невозможно.
Это интересно: Причудливые углы, лестницы, которые никуда не ведут, машины, напоминающие устройства для пыток… Просматривая эскизы Пиранези, многие люди всерьёз полагали, что своими идеями с ним делился Дьявол. Бесконечные коридоры, оборванные цепи – все эти детали указывают на людей, живущих в плену вечных мучений.
Британский арт-критик Джонатан Джонс утверждает, что именно эскизами тюрем Пиранези вдохновлялись авторы кинофильмов «Метрополис» и «Бегущий по лезвию», а также постановщики английских реалити-шоу «Тэйт Модерн» и «Джубилли лайн».
Абсолютное безумие Германа Финштерлина
Герман Финштерлин не похож на других архитекторов. Его работы высоко оценивались многими критиками, но сам Финштерлин так и не увидел хотя бы одного спроектированного им здания построенным. Объяснить это легко: конструкции Германа были абсолютно сумасшедшими.
Это не значит, что они были неординарными, слишком высокими или чересчур дорогими для реализации. Дело в другом: проекты создавались человеком, наплевавшим на хотя бы элементарную рациональность много лет назад. Герман хотел, чтобы будущие обитатели его зданий чувствовали себя находящимися внутри живого существа. Финштерлин черпал вдохновение, рассматривая конечности млекопитающих, исследуя грудную клетку или пищеварительный тракт человека изнутри и т. д. В своей книге он писал, что хотел, чтобы каждый человек чувствовал комнаты его зданий как отдельные органы. С фантазией же у господина Финштерлина проблем не было. Например, один из его проектов выглядит, как эрегированный мужской половой орган громадных размеров.
Трёхмерные модели архитектора выглядели не менее абсурдно. Одна из них сегодня хранится в Нью-Йоркском музее современного искусства. Честно говоря, глядя на эту модель, можно подумать, что её слепил из пластилина пятилетний ребёнок.
В то же время не приходится сомневаться, что если бы Герману Финштерлину разрешили реализовать все его задумки, жить в нашем мире стало намного интересней.
Упомянутых в этой статье архитекторов кто-то назовёт чудаками или безумцами, а кто-то – непризнанными гениями. Но до того как составить своё мнение, вспомните о том, что многие великие идеи изначально воспринимались обществом критически. Тот же Леонардо да Винчи сделал сотни открытий, ценность которых люди смогли по достоинству оценить лишь через несколько столетий. Великий учёный просто намного опередил своё время. Вполне возможно, что в будущем наши потомки всё же воплотят проекты, кажущиеся нам абсолютно сумасшедшими. яндекс