Деньги могут служить мощным стимулом. Именно по этой причине миллиарды людей каждое утро встают по сигналу будильника и идут на работу. Деньги также являются основной причиной многочисленных инноваций, изобретений и смелых подвигов. Мы привыкли считать, что учёные делают свою работу, действуя на благо всего человечества, а смельчаки совершают сумасшедшие поступки только ради адреналина. Но история показывает, что частенько чудеса случаются лишь по той причине, что люди стремятся получить крупное материальное вознаграждение.
- Метод определения географической долготы
- Способ получения соды
- Материал для бильярдных шаров
- Премия за перелёт через Атлантический океан
- Консервирование продуктов
- Трансконтинентальная премия Херста
- Лекарство от холеры
- Авиационные премии Дойча
- Доказательство Великой теоремы Ферма
- Создание дешёвого аналога масла
Метод определения географической долготы
В XVIII столетии покорение морей считалось едва ли не главной задачей многих государств. Поэтому в 1714 году правительством Британии был принят Закон о долготе. Британия надеялась решить проблему определения географической долготы, тем самым обеспечив своё превосходство на морских просторах. Географическая широта расположения судов тогда определялась благодаря Солнцу. А вот долготу навигационные приборы того времени показывали крайне неточно. Использование неэффективных методов часто приводило к кораблекрушениям и человеческим жертвам.
Поэтому правительство Британии надеялось, что учреждение премии за определение долготы поможет решить эту проблему. Законом о долготе предлагалось вознаграждение до 20 тысяч фунтов стерлингов (сумасшедшие деньги для тех времён) за эффективные навигационные решения, которые будут давать результат с точностью до половины градуса. Чем выше была бы точность метода, тем больше денег имел возможность заработать его изобретатель. Ясное дело, многие люди были заинтересованы в столь серьёзном вознаграждении, поэтому начинали усердно трудиться в этом направлении.
В итоге приз получили сразу несколько человек. Но больше всех заработал часовщик Джон Харрисон из Лондона. Харрисон трудился над поисками вариантов решения этой задачи несколько десятилетий. Сначала он предложил создать более точные морские часы. Первый проект Джона носил название Н1, он помог заработать часовщику 250 фунтов. Но это не удовлетворило Харрисона, и он продолжил совершенствовать свою конструкцию. Её кульминацией стал прибор Н4, названный морским хронометром. На этот раз правительство Британии оценило изобретение Джона по достоинству и вручило ему максимальную премию в 20 тысяч фунтов.
Это интересно: Чуть позже астроном Невил Маскелин, работавший в Королевской обсерватории Гринвича, установил, что определять долготу можно и с помощью астрономических наблюдений. Именно тогда долгота Гринвича была принята за нулевую.
Способ получения соды
Карбонат натрия (другое название – кальцинированная сода) сегодня имеет очень широкую сферу применения. Соду используют как доступное средство для смягчения воды во время стирки, как химический электролит и т. д. Она необходима для производства стекла, создания фотоплёнки, удаления образовавшейся накипи… Несмотря на то, что применяться для всех этих целей сода стала относительно недавно, это вещество высоко ценилось на протяжении многих столетий.
В 1775 году французским правительством была учреждена премия за щёлочь. Французы надеялись получить новый, более дешёвый метод добычи карбоната кальция и планировали щедро вознаградить того, кто подскажет подходящее решение. Приз размером в 2400 ливров (в пересчёте на наше время – около 10 тысяч долларов) был учреждён французской Академией наук. Интересно, что большую заинтересованность к подобным исследованиям проявлял даже тогдашний король Франции Людовик XVI.
Через 16 лет Николя Леблан, химик и личный врач герцога Орлеанского, предложил лучшее решение проблемы в рамках конкурса. Его метод, известный под названием «процесс Леблана», применялся на протяжении всего последующего столетия. Леблан предложил сначала получать сульфат натрия из поваренной соли, после чего смешивать его с углём и карбонатом кальция. При химической реакции получалась такая желанная кальцинированная сода.
К сожалению, Николя Леблан стал жертвой не слишком удачного периода времени. Он всё же получил 15-летний патент на собственный метод получения соды, но вскоре началась Французская революция. Леблан построил завод, на котором планировал начать массовый выпуск кальцинированной соды. Но французам тогда было не до неё. Николя, не получив желаемой прибыли, закрыл фабрику. Через несколько лет сведения о его технике добрались до Британии, и на острове началось массовое производство дешёвого карбоната натрия. В итоге усилия Николя Леблана всё же были признаны, но, к сожалению, посмертно. А причитавшееся ему вознаграждение было передано наследникам учёного.
Материал для бильярдных шаров
Слонов и в наше время убивают ради кости, но это явление носит не такой массовый характер, как раньше. На протяжении многих столетий из слоновой кости производилось большинство предметов роскоши. Даже бильярдные шары раньше делались исключительно из неё.
Первые упоминания о шарах для бильярда, выполненных из слоновой кости, датированы XVI столетием. Лишь в середине XIX века люди решили попробовать найти альтернативу этому материалу. Причём судьба животных тогда никого не волновала. Просто цены на слоновую кость всё время повышались. По этой причине нью-йоркская компания «Фелан и Коллендер», производившая бильярдные столы, кии и шары, в 1863 году учредила так называемую «Премию за бильярдный шар». Боссы компании стремились найти альтернативный материал, который можно было бы использовать для создания шаров. Сумма вознаграждения составила 10 тысяч долларов (в пересчёте на нынешний курс это почти 140 тысяч).
В то время уже существовали бильярдные шары из бычьей кости, глины, дерева, но они не шли ни в какое сравнение с теми, что сделаны из слоновой кости. Лауреатом премии считается учёный Джон Уэсли Хайятт. Правда, информация о нём довольно противоречива, и до сих пор неизвестно, получил ли он вознаграждение.
Хайятт использовал нитроцеллюлозу как композиционный материал и даже переименовал её в «целлулоид». Шары из целлулоида были очень прочными и твёрдыми, но публика встретила новацию прохладно. Со временем они всё же получили достаточно широкое распространение, но через несколько десятилетий на смену целлулоиду пришли другие синтетические материалы, например, бакелит.
Премия за перелёт через Атлантический океан
Давным-давно, на заре авиации, любые новости о различных авиационных событиях широко освещались, ведь они были очень интересны публике. Одним из СМИ, пожелавших использовать это в своих интересах, была британская газета Daily Mail. С целью получения большего внимания со стороны читателей боссы газеты учредили несколько премий за выполнение всевозможных трюков или авиационные инновации. За период с 1906 по 1925 год общая сумма премиальных выплат превысила 58 тысяч фунтов стерлингов.
Главную премию (размером в 1000 фунтов) в 1909 году получил Луи Блерио – первый человек, который сумел пролететь над проливом Ла-Манш. Через год его подвиг повторил француз Жак де Лессепс, но ему Daily Mail выплатила только 100 фунтов.
Вероятно, самым значимым призом от Daily Mail была так называемая Трансатлантическая премия в 10 тысяч фунтов. Её учредили в 1913 году. В 1919-м её получили британцы Джон Алкок и Артур Браун, совершившие первый в истории перелёт через Атлантический океан.
Это интересно: Многие люди считают, что впервые над Атлантическим океаном пролетел Чарльз Линдберг. Но на самом деле Линдберг был просто первым человеком, совершившим этот полёт в одиночку. Кстати, Чарльз также пошёл на такой риск ради денег. Вскоре после установления рекорда ему была вручена Премия Ортега размером в 25 тысяч долларов.
Консервирование продуктов
Французы весьма успешно использовали тактику денежных вознаграждений за определённые достижения. Несколько раз на неё опирался сам Наполеон Бонапарт.
Как-то великий полководец выразил своё мнение по поводу важности качества питания следующими словами: «Солдаты маршируют благодаря своим желудкам». Неудивительно, что Бонапарт хотел, чтобы свежие продукты оставались пригодными к употреблению как можно дольше.
В 1795 году французским военным руководством во главе с Наполеоном был предложен приз размером в 12 тысяч франков человеку, который разработает лучший способ хранения пищи. Через 15 лет вознаграждение получил парижский кондитер Николя Аппер, опубликовавший свой метод консервирования.
Вскоре его книгу «Искусство длительного сохранения животного и растительного вещества» опубликовали, после чего Аппер стал известен во всём мире как «отец консервирования». Николя обнаружил, что варёные продукты сохранялись в бутылях дольше, если не нарушалась герметизация.
Это интересно: Аппер выяснил, что порча продуктов вызывалась их контактом с воздухом, хоть и не мог понять, почему именно. Учёные того времени пытались объяснить описанное Аппером явление, но это удалось сделать только через 50 лет, когда исследователь Луи Пастер выдвинул знаменитую микробную теорию.
Трансконтинентальная премия Херста
Возможно, вы уже заметили, что авиационные премии в начале ХХ столетия были довольно внушительными. Так, британская газета Daily Mail предлагала вознаграждения до 10 тысяч фунтов за выполнение своих заданий, а размер Премии Ортега достигал 25 тысяч долларов. Но это – сущие мелочи в сравнении с Трансконтинентальной премией в 50 тысяч долларов, учреждённой в 1910 году Уильямом Хёрстом.
Стать счастливым обладателем такой суммы мог первый лётчик, который сумел бы пролететь через всю территорию Соединённых Штатов Америки от побережья к побережью. И ещё одно условие: в общей сложности, от начала до конца путешествия должно было пройти не более 30 дней.
Известный в то время лётчик Джеймс Уорд – один из первых, кто попытался заработать 50 тысяч долларов. К сожалению, его усилия не увенчались успехом. Было ещё много претендентов на Трансконтинентальную премию, но получить приз так никому и не удалось. Единственный, кто сумел успешно выполнить непростое задание – Кэл Роджерс. Но на преодоление внушительной дистанции в 4 тысячи километров он потратил 49 дней, поэтому не имел возможности претендовать на приз.
Это интересно: Интересно, что до начала полёта Роджерс имел лишь 60-часовой лётный опыт, а впервые за штурвал самолёта он сел за 2 месяца до того. Учил его сам пионер авиации Орвилл Райт. В общей сложности Роджерс сделал почти 80 остановок во время полёта, большинство из них были непреднамеренными (правильнее было бы назвать их авариями). Становится понятно, почему Кэл Роджерс нанял механика Чарльза Тейлора, который следовал вдоль его маршрута на поезде и на каждой остановке ремонтировал летательный аппарат.
Лекарство от холеры
В XIX веке холера считалась страшным заболеванием, поэтому лучшими умами предпринимались попытки найти способы её лечения. А чтобы исследователям лучше думалось, в 1830 году правительством Российской Империи была предложена премия размером в 25 тысяч рублей за лучший медицинский доклад о холере, который нужно было представить перед членами Совета медицины в Санкт-Петербурге.
Но самой существенной наградой стала Премия Бреанта, учреждённая в 1849 году. Мишель Бреант завещал 100 тысяч франков человеку, который сумеет найти эффективное лекарство от холеры или расскажет о надёжных средствах защиты от неё. Учитывая, что сумма на то время была просто огромной, наследники Мишеля попытались оспорить завещание, но судья был непреклонен.
Ушли десятилетия, чтобы кто-то сумел получить выгоду от вышеупомянутой премии. После смерти Бреанта было постановлено, что небольшие суммы денег из общего премиального фонда следует выдавать людям, которые больше всего продвинутся в поисках лекарства. По 5 тысяч франков, в частности, заработали французский профессор Габриэль Колин и медик Чарльз Лаверан. Но остальная часть призового фонда так и не дождалась своего хозяина.
Авиационные премии Дойча
Французский нефтяной магнат Анри Дойч-де-ла Мерта очень любил авиацию. В своё время он пожертвовал крупную сумму денег авиатехническому институту в Сен-Сире, чтобы воодушевить исследователей на новые разработки.
А в 1900 году Анри учредил Премию Дойча. Человек, сумевший преодолеть расстояние между Парк-де-Сен-Клу и Эйфелевой башней менее чем за 30 минут, получил бы вознаграждение в 50 тысяч франков. К сожалению, только авиатор из Бразилии Альберто Сантос-Дюмон всерьёз принял этот вызов. Первую попытку Альберто предпринял в 1901 году. К сожалению, в его дирижабле случилась утечка горючего, приведшая к катастрофе. Сантос-Дюмон едва не погиб, упав на парижскую гостиницу Trokadero Hotel. Но неудача не остановила его.
Уже через несколько месяцев Альберто вновь поднялся в воздух на другом дирижабле. Он сумел преодолеть необходимое расстояние за 29,5 минут и стал законным обладателем приза, который к тому времени увеличился до 125 тысяч франков. Треть этой суммы Сантос-Дюмон отдал членам своего экипажа, а всё остальное пожертвовал бедным.
Анри Дойч-де-ла Мерта был очень воодушевлён успехом Альберто, и через 2 года учредил другой конкурс, названный «Авиационным Гран-При». Желающим заработать 40 тысяч франков следовало пролететь на летательном аппарате 1 километр над круговой трассой. Только в 1908 году стало известно имя лауреата премии. Им стал французский лётчик Анри Фарман.
Доказательство Великой теоремы Ферма
В далёком 1637 году великий французский математик Пьер де Ферма указал в конце одного из трактатов, что уравнение xn+yn=zn не имеет натуральных решений, если n – целое число больше 2. Математик утверждал, что имеет доказательства, но не стал их включать в описание. Они якобы были слишком объёмным, чтобы поместиться на оставшейся части страницы. К сожалению, вскоре Ферма скончался, так и не успев представить своё доказательство. Прошло несколько веков, а люди всё никак не могли доказать, прав ли он был.
Это интересно: Эту идею назвали Последней теоремой Ферма (или Великой теоремой Ферма). Она была печально известна в мире математики своей сложностью. Лучшие умы годами ломали головы над поисками доказательств такой, казалось бы, простой задачи. Не было в мире математика, не потратившего хотя бы несколько дней на попытки доказать или опровергнуть знаменитое уравнение.
В 1908 году немецкий магнат Пол Вольфскель завещал 100 тысяч марок человеку, который сумеет доказать Последнюю теорему Ферма. Вольфскель всю жизнь интересовался математикой, но было непонятно, почему он сосредоточился именно на теореме Ферма. Говорят, что после расставания с возлюбленной он собирался покончить с собой, но отвлёкся от гнетущих мыслей, пытаясь решить эту математическую задачу.
Прошло ещё почти 100 лет, прежде чем решение было найдено. В 1994 году американский учёный Эндрю Уайлс опубликовал доказательство Великой теоремы Ферма. Но в нём была найдена ошибка. Уайлс потратил почти год на то, чтобы исправить её. В ходе повторной проверки ошибок не было обнаружено. Таким образом, только через 358 лет после своего появления Великая теорема Ферма была доказана.
Создание дешёвого аналога масла
Многие французские правители стимулировали деятельность изобретателей серьёзными денежными вознаграждениями. Племянник великого Наполеона Бонапарта, Наполеон III, в 1869 году учредил Премию за создание заменителя масла.
В XIX столетии Франция переживала стремительный экономический рост, и многие деревенские районы превращались в бурно развивающиеся города. Примерно тогда же французам жутко полюбилось сливочное масло. Спрос на этот продукт быстро обогнал предложение, поэтому возникла необходимость найти ему более дешёвый и простой в производстве заменитель.
Уже через несколько недель награда нашла героя. Парижский фармацевт Ипполит Меже-Мурье на протяжении нескольких десятилетий изучал методы обработки жира. Услышав о конкурсе, он предоставил Наполеону свой рецепт заменителя, который состоял из обезжиренного коровьего молока и говяжьего жира. Сначала этот продукт называли «дешёвым маслом», но вскоре он получил другое название – «маргарин».
Несмотря на то, что Меже-Мурье стал обладателем патента на своё изобретение, он не заработал состояния на маргарине. Вскоре после получения премии он продал свой патент компании «Юргенс». Через несколько десятилетий она превратилась в крупнейшего на планете производителя маргарина. Сегодня эта фирма носит название Unilever.
Как видите, деньги всегда являлись прекрасной мотивацией для каких-либо действий. Едва ли не единственным исключением из этого правила можно считать поступок гениального российского учёного Григория Перельмана. Математик, живший в одной квартире с матерью и с трудом сводивший концы с концами, в 2010 году отказался от премии в 1 миллион долларов, причитавшейся ему за доказательство гипотезы Пуанкаре. Более того, Перельман не стал публиковать решение в каком-то научном журнале или заявлять о нём во всеуслышание, а просто выложил его в Интернет!