Любой человек будет поражён, когда впервые увидит небоскрёб «Бурдж Халифа» в Дубае или, например, знаменитую Эйфелевую башню. Создатели подобных сооружений, несомненно, рассчитывали на то, что к их детищам будут прикованы восторженные взгляды. Но чем, казалось бы, могут удивить людей обычный двигатель, дверь или поезд? Поверьте, очень многим! К вашему вниманию – самые внушительные творения инженеров и проектировщиков, которые не являются архитектурными шедеврами.
Самая длинная в мире лестница
Казалось бы, самая длинная на планете лестница должна находиться в каком-то небоскрёбе. Но в действительности она расположена возле ведущего на гору Низен фуникулёра Niesenbahn в Швейцарии. Эта лестница с 11674 ступенями была внесена в Книгу рекордов Гиннеса. Её общая длина превышает 3,5 километра, а высота достигает 1670 метров.
Лестница открыта лишь для рабочих. Только один день в году здесь проходит соревнование на самый быстрый подъём. С неё открываются великолепные виды на швейцарские Альпы, но само сооружение выглядит, согласитесь, страшновато.
Дверь в хранилище ФРС Кливленда
На протяжении всего периода своей эксплуатации (с 1923 по 1996 год) полутораметровая дверь в хранилище федеральной резервной системы Кливленда считалась самой крупной во всех банках планеты. Её масса достигала 100 тонн (без петель), что сравнимо с весом пустого Boeing 757. С учётом же 5-метровых петель общий вес двери составлял 147 тонн! Несмотря на столь внушительные цифры, дверь была идеально сбалансирована: даже один человек мог с лёгкостью открыть или закрыть её.
Самую тяжёлую дверь в мире доставляли в Кливленд (штат Огайо) с завода города Йорк (штат Пенсильвания) в крупнейшем железнодорожном вагоне в Америке. Маршрут поездки пришлось планировать так, чтобы избегать проезда по мостам, ведь огромный вес груза мог привести к их обвалу. Когда состав прибыл в Кливленд, вагон разгружали 2 дня. Даже самый крупный в городе подъёмный кран не смог поднять эту ношу. Вместо него были использованы гидравлические домкраты. А теперь – самое поразительное. После выгрузки двери из вагона её доставляли до банка почти 5 дней, несмотря на то, что требовалось преодолеть расстояние всего в полтора километра!
Крупнейший корабельный двигатель
Размеры самого длинного в мире судна «Эмма Мэрск» впечатляют. Его длина составляет 397 метров, это примерно 4 футбольных поля!
Но что действительно ошеломляет, так это его железное сердце. Судно оснащено крупнейшим поршневым двигателем Wartsila-Sulzer RTA96C. Его размеры сравнимы с небольшим трёхэтажным домом.
Не будем вдаваться в технические подробности и отметим, что мощность подобного монстра составляет 110 тысяч лошадиных сил, а вес – 2,5 тысячи тонн. Для наглядности: мощность среднего автомобильного двигателя – 150 лошадиных сил, а вес – 160 килограмм.
Двигатель Wartsila-Sulzer RTA96C потребляет почти 40 баррелей (6360 литров) топлива в час, а каждая минута его работы обходится в 46 долларов. При этом его КПД очень высок, для таких размеров.
Делавэрский акведук
Жители крупных городов имеют практически неограниченный доступ к питьевой воде, но мало кто из них задумывается о технических чудесах, благодаря которым мы можем открыть кран, чтобы набрать стакан воды. Многие современные мегаполисы когда-то были небольшими городками, поэтому потребность в пресной воде была совсем другой. В качестве примера можно привести Нью-Йорк.
Ранние поселенцы вырыли на территории современного Нью-Йорка первую скважину ещё в середине XVII века. А первое водохранилище могло снабдить питьевой водой 22 тысячи жителей, её доставляли по брёвнам более 100 лет. Но численность населения возрастала, соответственно, увеличивалась и потребность в воде. Инженеры начали сооружать акведуки. Самый известный акведук, Делавэрский, был введён в эксплуатацию в 1944 году.
Сегодня он обеспечивает поставку половины питьевой воды в Нью-Йорк. Его длина составляет 137 километров (это – самый длинный искусственный тоннель на Земле), а глубочайшая точка находится на 450-метровой глубине. Акведук очень эффективен. Подача 95% воды обеспечивается лишь физическими законами. А это серьёзное достижение, если учесть, что в сутки через Делавэрский акведук проходит почти 2 миллиарда литров жидкости.
К сожалению, из-за таких объёмов водопотребления в Нью-Йорке актуальна проблема истощения рек. До 2019 года власти города планируют потратить 1,2 миллиарда долларов на сооружение новых деривационных тоннелей.
Телерадиомачта KVLY-TV
Когда небоскрёба «Бурдж-Халифа» в Дубае ещё не было (до 2010 года), звание высочайшего строения в мире удерживала телерадиомачта KVLY-TV, расположенная в Северной Дакоте. Всего за месяц 11 рабочих сумели соорудить антенну невероятной высоты – 629 метров!
Если бы кто-то из рабочих случайно уронил с вершины телерадиомачты гаечный ключ, тот упал бы на землю со скоростью в 400 километров в час!
Храбрецы могут сесть в небольшой лифт, рассчитанный на двоих человек, и подняться почти на 500-метровую высоту. Правда, оставшееся расстояние до вершины придётся преодолевать по лестнице. Скорость порывов ветра на вершине порой достигать 35 метров в секунду, а верхушка башни иногда отклоняется от вертикали на 3 метра. Так что находиться на ней могут лишь люди с очень крепкими нервами.
7-километровый поезд
Согласитесь, не очень весело было бы стоять перед шлагбаумом и терпеливо ждать, пока перед вами проедет поезд с суммарной длиной в 7,3 километра. В нём 682 вагона, общая масса которых достигает 100 тысяч тонн. Принадлежит это чудо (одновременно самый длинный и самый тяжёлый в мире поезд) австралийской компании BHP Iron Ore. Удивительно, но управляет такой внушительной махиной всего один машинист.
Почти семь сотен вагонов движутся с помощью восьми локомотивов марки General Electric. Они располагаются равномерно примерно через каждые 900 метров. Такое размещение позволяет усилить полезную тягу и оптимизировать тормозные силы. Отметим, что для компании BHP Iron Ore длинные составы не в новинку, но обычно они примерно в 2-3 раза меньше, чем у этого гиганта.
Если вам когда-нибудь не повезёт оказаться на железнодорожном переезде перед самым длинным в мире поездом, лучше расслабьтесь и постарайтесь хорошенько выспаться.
Пронзающий небо луч отеля Luxor
Сколько бы огней ни горело в ночном городе, не заметить световой луч, исходящий с вершины фешенебельного отеля Luxor в Лас-Вегасе просто невозможно. Этот источник света считается вторым по яркости в мире. Хоть он и поражает воображение, ничего секретного в нём нет. В прожекторе используются одновременно 39 ксеноновых ламп, а также несколько десятков светоотражательных щитов.
Конечно, ксеноновые лампы имеют мало общего с привычными нам бытовыми. Каждая из них стоит не менее 1 тысячи долларов и имеет мощность в 7 тысяч ватт. Объединяясь в цельный источник, они генерируют свет, который эквивалентен 40 миллиардам свечей. Луч могут наблюдать даже люди, находящиеся за 400-500 километров от Лас-Вегаса (он часто используется в качестве навигационного ориентира), а воздух вокруг ламп накаляется до +260°С.
Трудно поверить в то, что сразу после установки прожектора (в начале 90-х годов прошлого века) свет был ещё более ярким.
Это интересно: Американский космонавт Дэниел Чарльз Бранденстайн однажды рассказал, что свет прожектора отеля Luxor разбудил его и двоих других астронавтов, находившихся на орбите.
Акустическая система LEAF
Звук, выдаваемый акустической системой LEAF, настолько громкий, что может убить человека. К счастью, её создатели не проводили реальных экспериментов, чтобы сделать такой вывод, а просто проанализировали данные.
Что же это такое? LEAF – мощнейшая акустическая система, располагающаяся в оптимизированной комнате (как колонки, играющие в шкафу с толстыми стенами). Высота этой комнаты составляет 15 метров, а производимый LEAF звук лишь на 40 децибел меньше, нежели у ядерного взрыва.
Это устройство применяется для проверки спутников и другой аэрокосмической техники на предмет устойчивости к шуму, который производится при взлёте. Ведь при недостаточной звукоизоляции громкие техногенные звуки могут повредить высокочувствительное оборудование, отправляемое на орбиту.
Чтобы эта акустическая система не стала смертельным оружием, проектировщикам пришлось напичкать комнату, в которой она установлена, всевозможными датчиками. Они не позволят ей включиться, если внутри находятся люди или если входная дверь недостаточно плотно заперта.
Уникальный центр развлечений Aerium
Супермаркеты часто «переезжают» с места на место, и для этого нет необходимости каждый раз строить новые здания. Просто помещение, сегодня арендуемое одной компанией, завтра может оказаться собственностью другой.
Но намного легче продать или сдать в аренду стандартное офисное помещение, склад или магазин, чем ангар для дирижабля шириной в 210 метров и высотой в 107 метров.
Он стал пустым в 2002 году, когда немецкая компания CargoLifter вынуждена была объявить о банкротстве. К радости туристов, боссы малазийской компании Tanjong решили не допустить сноса крупнейшего на планете самонесущего здания, преобразовав ангар в аквапарк и огромный центр развлечений.
Результат удивляет даже бывалых путешественников. Сочетание обычного (пускай и очень большого) ангара и современной зоны отдыха превратило это место в одну из самых интересных достопримечательностей Германии. Хотите представить размеры этого помещения? Внутри Aerium можно в вертикальном положении поместить Статую Свободы, лёжа сюда влезет и знаменитая Эйфелева башня. А площадь центра развлечений позволила бы разместить более 8 стандартных футбольных полей.
Учитывая такие масштабы, как-то не сильно удивляешься тому, что площадь бассейна в Aerium составляет 2700 квадратных метров, а ширина песчаного пляжа – 180 метров. Также здесь расположен крупнейший на Земле крытый тропический лес, в котором растут 50 тысяч экзотичных деревьев. Ну а о количестве и разнообразии аттракционов как-то и упоминать неловко.
SEA-ME-WE-3
Подводные телекоммуникационные кабели – единственный способ обеспечить отдалённые уголки планеты связью. Возможно, вы думаете, что сегодня большая часть информации передаётся спутниками. Но это не так. Как и десять лет назад, основным способом передачи данных на большие расстояния остаются очень длинные кабели. Забавно, что многие люди даже не подозревают об их существовании.
Протяжённость проложенного в 2000 году кабеля SEA-ME-WE-3 поражает – более 39 тысяч километров! Он проходит от Великобритании до Австралии, обеспечивая связь в 33 государствах на четырёх континентах.
Вы удивитесь, но этот монстр выглядит достаточно просто. Общий диаметр этого оптоволоконного кабеля (с учётом защитного слоя и медной изоляции) составляет всего лишь 7 сантиметров. По сути, разница между домашним шнуром Ethernet, подключённым к вашему роутеру и подводным оптоволоконным кабелем не такая уж и большая. Схожи и проблемы, с которыми можно столкнуться в процессе их эксплуатации.
К сожалению, простое любопытство подводных обитателей может привести к повреждению или разрыву кабеля. В итоге миллионы пользователей рискуют остаться без доступа к интернету. И даже с гигантом SEA-ME-WE-3 иногда случаются подобные неприятности. В 2005 году из-за них все жители Пакистана были изолированы от глобальной паутины более 2 недель.
Чем больше развиваются современные технологии, тем внушительней выглядят новые устройства и сооружения. Обратим ваше внимание, что все перечисленные выше творения инженеров (за исключением, пожалуй, прожектора отеля Luxor и центра развлечений Aerium) созданы вовсе не ради рекордов. Они имеют вполне реальную практическую ценность.