Поразить современного кинозрителя не так уж и просто. Чтобы сделать сцены в фильмах действительно потрясающими, режиссёры всё чаще обращаются за помощью к мастерам компьютерных спецэффектов. При работе над такими картинами, как «Мстители» или «Хоббит» съёмочная площадка чаще всего выглядела, как огромное зелёное полотно. Но в недалёком прошлом, когда компьютеры не позволяли решать столь сложные задачи, режиссёрам приходилось всё снимать вживую. Сегодня мы расскажем о сценах, работа над которыми потребовала колоссальных усилий и огромных финансовых трат.
- «Братья Блюз»: сброс машины на Чикаго
- «Искатели утраченного ковчега»: 9 тысяч живых змей
- «Матрица: Перезагрузка»: братья Вачовски построили целую магистраль
- «Ганди»: 300 тысяч человек, привлечённых к съёмкам одной сцены
- «Генерал»: уничтожение поезда
- «Бен Гур»: самая масштабная сцена эпохи
- «Цельнометаллическая оболочка»: Стэнли Кубрика воссоздал и уничтожил вьетнамский город
- «Начало»: поезд в городе
- «Апокалипсис сегодня»: лес горел по-настоящему
- «Тёмный рыцарь»: строительство и разрушение целой больницы
«Братья Блюз»: сброс машины на Чикаго
[embedyt] http://www.youtube.com/watch?v=gWRH4P1HDcA[/embedyt]
Картина «Братья Блюз» была спродюсирована Джоном Лэндисом, а главных героев сыграли выдающиеся комики той эры Джон Белуши и Дэн Эйкройд. Джон в то время всерьёз подсел на кокаин (бюджетом фильма даже предусматривались расходы на наркотики для актёра), но свою роль исполнил безупречно.
Возможно, одной из причин оглушительного успеха этой картины был качественно отснятый материал.
Удивительно, но продюсеры сумели выбить у властей города Чикаго разрешение, чтобы поднять привязанный к вертолёту автомобиль в воздух, а потом сбросить его с 360-метровой высоты. Расчёт пилотов летательного аппарата был идеальным: машина рухнула менее чем в полуметре от нужной точки!
«Искатели утраченного ковчега»: 9 тысяч живых змей
[embedyt] http://www.youtube.com/watch?v=ClwIj3x24Q4[/embedyt]
Индиана Джонс ненавидел змей. Тем не менее, в каждой части легендарной саги ему приходилось встречаться с этими существами. А в одном из эпизодов он попал в египетскую гробницу, буквально кишащую мерзкими созданиями. Режиссёр Стивен Спилберг утверждает, что там было около 9 тысяч змей, сотни из которых были ядовитыми!
За время работы над сценой все члены съёмочной группы научились различать ядовитых и безопасных змей. Но самыми опасными из них были кобры. Их боялись все без исключения. В эпизоде, где герой Харрисона Форда столкнулся с коброй лицом к лицу, можно заметить, что профиль актёра отражается в стекле.
«Матрица: Перезагрузка»: братья Вачовски построили целую магистраль
[embedyt] http://www.youtube.com/watch?v=WfrHk6xdJMw[/embedyt]
Сцена погони из фильма «Матрица: Перезагрузка» по праву считается одной из лучших в истории мирового кинематографа. Братья Вачовски работали над ней на протяжении нескольких месяцев. Конечно, не обошлось без применения компьютерной графики, но вот рисовать на компьютере саму дорогу режиссёры не хотели.
Чтобы отснять сцену, Вачовски пришлось соорудить магистраль длиной в 2,4 километра с толстенными 6-метровыми стенами (они закрывали вид на город Сан-Франциско). Машины также были настоящими. Компания General Motors выделила более 100 автомобилей специально для съёмок этой сцены. Все они впоследствии были разрушены.
«Ганди»: 300 тысяч человек, привлечённых к съёмкам одной сцены
[embedyt] http://www.youtube.com/watch?v=lRHjpHzpg8c[/embedyt]
Сцена похорон в эпическом фильме о Ганди, снятом Ричардом Аттенборо, поражает воображение. Как он смог пригласить столько людей на съёмки? Возможно, вы подумали, что это просто компьютерная графика. Ошибаетесь: все показанные люди реальны. И их было в несколько раз меньше, чем на настоящих похоронах Махатмы Ганди, на которые собрались миллионы людей!
Аттенборо нанял примерно 3 тысячи актёров для массовки. Они должны были пройтись парадом, изображая индийских военных 40-х годов. Но в назначенный час на съёмки пришли сотни тысяч других людей, желавших почтить память Махатмы Ганди. Даже сам режиссёр не знает, сколько их было. По примерным подсчётам – около 400 тысяч.
«Ганди» попал в Книгу рекордов Гиннеса, как кинофильм с наибольшим количеством актёров.
«Генерал»: уничтожение поезда
[embedyt] http://www.youtube.com/watch?v=XLgl8aEtnqc[/embedyt]
«Генерал» – единственный немой фильм, попавший в этот список. Он был снят в 1926 году Бастером Китоном, также сыгравшим главную роль. Съёмки сцены взрыва поезда обошлись продюсерам в 42 тысячи долларов – фантастические деньги по тем временам. Бастер говорил: «Фильм – это спектакль, и зрители действительно хотят, чтобы поезд взорвался».
Пришлось приобрести настоящий поезд и взорвать его вместе с мостом. Неизвестно, что бы делал режиссёр, если бы сцена не была отснята с первого дубля, но, к счастью, всё получилось.
Сотни местных жителей собрались, чтобы понаблюдать за подрывом железнодорожного состава. Многие из них посчитали, что находившийся в одном из вагонов манекен – это сам Бастер Китон, поэтому после взрыва большинство людей зарыдали.
«Бен Гур»: самая масштабная сцена эпохи
Молодое поколение, скорее всего, не видело «Бен Гур», но мы рекомендуем вам исправить это упущение. Картина не уступает в плане зрелищности современным фильмам, зачастую переполненным бессмысленными спецэффектами.
Съёмочная площадка «Бен Гура» на момент выхода картины считалась крупнейшей из когда-либо сконструированных, её площадь превышала 7 гектар.
Всю арену для сцены погони на лошадях пришлось возводить с нуля. На это ушло более года, в строительстве было задействовано не менее 1 тысячи рабочих. 8-метровые статуи, 450-метровая трасса, трибуны – всё это реально. Чтобы ипподром выглядел как настоящий, создатели покрыли его 36 тысячами тонн песка, специально привезённого из Мексики.
На трибунах восседали 8 тысяч зрителей, в съёмках сцены участвовали 36 лошадей. Стивен Бойд, сыгравший роль Мессалы, самостоятельно исполнял большинство трюков.
[embedyt] http://www.youtube.com/watch?v=frE9rXnaHpE[/embedyt]
Реален даже эпизод, в котором всадник падает на землю и тащится за лошадьми. Сначала режиссёр пытался использовать манекен, но на экране сцена выглядела слишком неубедительной. Пришлось одному из каскадёров броситься под лошадей по-настоящему. Он лишь чудом избежал гибели.
«Цельнометаллическая оболочка»: Стэнли Кубрика воссоздал и уничтожил вьетнамский город
[embedyt] http://www.youtube.com/watch?v=r5mgp2MWgDw[/embedyt]
В одной из сцен фильма «Цельнометаллическая оболочка» можно увидеть разрушенный американскими бомбами вьетнамский город. Удивительно, но эта сцена была снята в Лондоне на заброшенном заводе. Часть зданий была специально разрушена кувалдами. Стэнли Кубрик хотел взорвать их по-настоящему, но британское правительство не разрешило ему это сделать.
Кубрик заложил в здания тысячи небольших пиропатронов и разрешил актёрам стрелять настоящими боевыми патронами. Поэтому на экране перестрелки выглядят так реалистично. Оставаясь верным своему стилю, режиссёр заставлял актёров более месяца повторять эту сцену. В итоге заброшенный завод действительно стал напоминать разрушенный вьетнамский город.
«Начало»: поезд в городе
[embedyt] http://www.youtube.com/watch?v=gQIpLBLLQoQ[/embedyt]
Кристофер Нолан – единственный режиссёр, дважды представленный в нашем списке. Кристофер не слишком любит спецэффекты и всегда отдаёт предпочтение реализму. И результат, как правило, выходит потрясающим.
Одна из самых удивительных сцен фильма «Начало» – появление на улицах города мощного грузового поезда, разбивающего вдребезги все автомобили. Конечно, поезд был не настоящим (хотя у Нолана была и такая идея). Вместо него пришлось использовать задекорированный грузовик. Передняя часть «локомотива» была укреплена почти двумя тоннами стали, чтобы он был достаточно прочным и мог крошить реальные машины.
«Для меня было очень важно использовать как можно меньше компьютерной графики при создании «Начала». Большое увлечение спецэффектами уменьшает реализм, а в этом кинофильме реализм должен был быть абсолютным», – говорит Кристофер Нолан.
«Апокалипсис сегодня»: лес горел по-настоящему
[embedyt] http://www.youtube.com/watch?v=wSnxevpSflM[/embedyt]
После успешного «Крёстного отца» Фрэнсис Коппола получил от киностудий своеобразный карт-бланш. И он решил им воспользоваться, сняв фильм «Апокалипсис сегодня» о вьетнамской войне. Фрэнсис хотел, чтобы всё в фильме выглядело достоверно, поэтому для съёмок одной из масштабных сцен режиссёр захотел сжечь настоящий лес.
Филиппинская армия предоставила Копполе несколько военных вертолётов, и он сжёг 3 гектара джунглей. Да-да, в этом фильме над деревьями пролетают настоящие вертолёты, которые поджигают настоящий лес!
Коппола всё равно остался недовольным, ведь он хотел снять не просто масштабный пожар, а сцену боя в пылающих джунглях. Но реализация такой задумки была бы слишком опасной.
«Тёмный рыцарь»: строительство и разрушение целой больницы
[embedyt] http://www.youtube.com/watch?v=ElOEwtx7wjA[/embedyt]
Этот фильм Кристофера Нолана поднял уровень экранизации комиксов на недосягаемый ранее уровень. И дело не только в великолепной игре Хита Леджера, сыгравшего Джокера, но и в прекрасной работе режиссёра и оператора.
Помните момент, когда главный злодей идёт в халате медсестры, а на заднем плане взрывается больница? Это не компьютерные спецэффекты! Для съёмок был специально возведён и подорван целый госпиталь. Специалисты несколько месяцев выясняли, в какой последовательности нужно взрывать разные части здания, чтобы оно рухнуло более красочно. Очевидно, что права на ошибку не было, поэтому сцену сняли с первого же дубля. Ну а Хит Леджер действительно находился в опасной близости от взрыва.
Позиция режиссёров, не желающих превращать фильмы в набор компьютерных спецэффектов, не может не вызывать уважения. Ну а вам, дорогие зрители, мы рекомендуем ещё раз пересмотреть все перечисленные выше киношедевры и поразиться мастерству операторов и постановщиков.