10 удивительных фактов о крушении шаттла «Челленджер»

10 фактов о катастрофе

28 января 1986 года президент США Рональд Рейган прервал своё послание Конгрессу для того, чтобы объявить гражданам Америки, что шаттл «Челленджер» взорвался в атмосфере. Катастрофа была принята как удар по космической программе, гордости и надеждам американцев. Он начал свою речь с мысли о том, что трагедии являются частью процесса исследований и открытий, а также сослался на первооткрывателя Френсиса Дрейка. Президент сказал, что члены экипажа стали ближе к Богу и являются цветом американской нации. Пожалуй, в современной истории США нет более значимой трагедии, кроме 9/11. Узнаем о ней немного больше.

Катастрофа закрыла гражданскую космическую программу

Сейчас частные космические программы связаны с проектами SpaceX и VirginSpace. Однако ещё в середине ХХ века начали говорить о том, чтобы посылать в космос гражданских. С развитием космических технологий идея приобрела больший охват. В конечном итоге на Челленджер-7 должна была лететь Криста Маколифф, школьная учительница. По идее NASA, она должна была вести уроки с орбиты. Криста была выбрана из 11 146 претендентов. В это время уже был утверждён первый журналист на орбите. Им должен был стать Том Вульф или «запасной вариант» — Уолтер Кронкайт, хоть на тот момент ему было уже 69 лет. Репортёры не попали на шаттл, однако лишь спустя полгода после трагедии им официально сообщили об отказе в участии в программе из-за её закрытия.

В проекте также участвовала Барбара Морган, которая тоже должна была лететь на шаттле. Она работала учителем биологом до 2007 года и все это время была уверена, что катастрофа является результатом череды случайных событий, но обычные люди должны получить возможность попасть на орбиту планеты.

Ответ Советов

Стартовая платформа шаттла Челленджер на мысе Канаверал
Стартовая платформа на мысе Канаверал

В то время отношения между США и СССР были не самыми лучшими. Поэтому власти Америки ожидали, что советские СМИ будут злорадствовать, а политики Советов указывать на слабость и несостоятельность американской космической программы. Однако журналисты, работавшие в странах соцлагеря, увидели противоположную картину: люди были ошеломлены тем, что в такой развитой стране, как США, в шаттлах не было системы катапультирования. По всему СССР люди выражали свои соболезнования Америке, а советские космонавты создали видеозапись со звуковым рядом оркестра Гленна Миллера и послали её напрямую в NASA.

Читайте еще:   6 историй о самом страшном и знаменитом пирате в истории — Чёрной Бороде

И это странно: в 2016 году представители Роскосмоса промолчали, не высказав ни одной фразы о катастрофе, которая произошла ровно 30 лет назад. Американские эксперты считают, что это не забывчивость, а сознательное игнорирование из-за всех последних событий.

Урегулирование ситуации

Блоки шаттла Челленджер во время падения
Блоки шаттла во время падения

В 1988 году семьи четырёх членов экипажа выиграли дело у Миртона Тиокола, признанного виновным в катастрофе и технических неисправностях. Семьи Скоби, Джарвиса, Онизуки и Маколифф. Вместе им удалось выиграть 7,7 миллиона долларов, что равняется 16 миллионам долларов сейчас.

Рональд Корст, который защищал членов семьи программы «Аполлон», заявил: выплата была катастрофически маленькой. По его словам, каждой семье должны были выплатить не менее 20 миллионов долларов.

Последние слова

Возгорание шаттла Челленджер
Возгорание шаттла

В 2001 году в сети распространилась информация о последних минутах жизни членов экипажа шаттла. Согласно этим записям, космонавты читали Псалом 23:4 («Даже если иду я Долиной Смертной Тени…») и успокаивали друг друга. Позже выяснилось, что это была подделка, созданная по мотивам статей из «Ньюсвик» 1991 года.

Истина была куда более прозаической и обыденной даже в такой ужасной ситуации. По последней информации, Френсис скоби произнёс заключительную реплику: «Принял, идём на тяге». А затем Майкл Смит добавил: «Ого!». После этого произошла катастрофа. Запись показывает: космонавты до последнего момента не понимали, что происходит.

Годы поисков

Часть корпуса шаттла Челленджер
Часть корпуса шаттла

Хотя основное количество обломков было найдено в первые дни, потребовалось полтора месяца, чтобы собрать большую часть корпуса. За все время поиска было найдено более 5000 деталей весом 700 000 кг. Спустя годы около мыса Канаверал и на других пляжах Флориды находили обломки шаттла «Челленджер».

Самая драматическая находка состоялась в 1996 году, когда четверо рыбаков нашли трехметровый кусок крыла близь пляжа Кокоа. Все обломки были в хорошем состоянии, несмотря на то, что полностью были покрыты ракушками и полипами. Брюс Джарвис, отец одного из членов экипажа, заявил по этому поводу, что каждая деталь добавляет подробностей в этот пазл трагедии.

Шаттл не взорвался

Трагедия с шаттлом Челленджер
Шаттл разлетелся на сотни кусков

По всеобщему мнению, «Челленджер» взорвался, однако это не так. Если внимательно просмотреть запись взлёта, то можно заметить, что шаттл развалился. Основные двигатели продолжали работать, когда челнок разрушился. Взрывы же сопровождали падение обломков на землю. Журналисты растиражировали версию воздушных взрывов, но всё же стоит разделять эти понятия.

Читайте еще:   10 жутких историй о медицинских работниках, оказавшихся серийными убийцами

Дискуссия о сознании

Члены экипажа шаттла Челленджер
Последняя фотография членов экипажа

Учитывая тот факт, что капсула с экипажем осталась практически нетронутой, люди задались вопросом: испытывали ли космонавты муки перед смертью или же их кончина была относительно спокойной. Неизвестно, понимали ли участники программы то, что происходит вокруг, видели ли они, что шаттл разваливается. Некоторые специалисты уверены, что изменение давления мгновенно оборвало жизни членов экипажа.

Анализ обломков показал, что космонавты были в сознании до конца. Причиной их смерти стал удар об воду, а до этого на протяжении около 30 секунд они понимали, что происходит, и боролись за свои жизни. Сложно представить, что они действительно чувствовали. Все последующие запуски шаттлов стали более безопасными из-за этой катастрофы, так как специалисты приняли ошибки к сведенью и усилили защиту капсул.

Инженер предвидел катастрофу и винит себя в ней

Боб Эбелинг в составе группы из пяти инженеров предупреждал NASA о возможности катастрофы и просил отменить запуск. Лишь в 2016 году он открылся слушателям радио NPR, рассказав о своих анонимных звонках во властные структуры и теориях о разрушении шаттла. Эберинг как верующий человек считал, что и на нём лежит грех за смерть семерых человек. После аварии он ушёл в затяжную депрессию, которая продолжалась несколько лет, и только через 30 лет после катастрофы Боб смог выговориться.

После его выступления многие люди выразили поддержку инженеру. Даже Роберт Лунд, один из людей, принявших решение о запуске шаттла, выразил Эбелингу благодарность за принципиальность Боба и его коллег и напомнил, что именно профессиональные действия этих специалистов позволил истории стать примером и уроком для всех, кто работает в космической сфере. Жена Эберинга говорит, что после интервью и поддержки от тысяч слушателей инженеру стало лучше.

Клип Beyoncé

Бейонсе постаралась по-своему взглянуть на катастрофу и выпустила в 2013 году клип на песню XO. Дело в том, что в ней использовался сэмпл из слов, сказанных операторами в ЦУП NASA в момент крушения шаттла: «Похоже, это серьёзная неисправность». Многие фанаты осудили такой «пир во время чумы». Певица извинилась перед оскорбленными и попыталась объяснить, что в песне говорится о любви, прощении и надежде. Как бы то ни было, песня стала хитом.

Читайте еще:   12 самых знаменитых мечей, о которых слагали легенды

Демонстрация Ричарда Фейнмана

В 1986 году физик и нобелевский лауреат Ричард Фейнман показывал уплотнительные кольца на топливных баках. Они теряли эластичность из-за низких температур. В ночь перед запуском были именно такие условия, а обслуживающий персонал не успевал проверить все узлы из-за жёсткого графика, навязанного правительством. Открытие было доказано с трудом. NASA не хотело соглашаться с доказательствами своей преступной халатности. Ричард умер в 1988 году, не дожив до следующего запуска ракеты с мыса Канаверал. Что примечательно, его исследования легли в основу новых разработок уплотнителей для шаттлов.

Катастрофа была ударом для американцев. Пожалуй, с ней можно сравнить гибель АПЛ «Курск». Хочется верить, что ни одна страна в мире и всё человечество не испытает больше столь ужасной и мрачной потери, а космос будет лишь радовать открытиями и новыми идеями.

Оцените статью
Пабли

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: