Попаданчество — любимый сюжет в современной популярной фантастике. Попаданцы — эти герои художественных произведений, переносящиеся в прошлое и пытающиеся выжить в иных жизненных и исторических условиях. Зачастую они оказывают непосредственное влияние на течение исторических событий. В качестве вариации герои могут попадать и в иные миры — параллельные, фэнтези, другой планеты и т. д. Мы составили список лучших книг про попаданцев — от классических произведений до романов, наиболее полно раскрывающих особенности этого жанра.
- Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
- Лайон Спрэг де Камп «Да не опустится тьма»
- Джон Диксон Карр «Дьявол в бархате»
- Эдмонд Мур Гамильтон «Звёздные короли»
- Аркадий и Борис Стругацкие «Попытка к бегству»
- Пол Андерсон «Человек, который пришёл слишком рано»
- Уолтер Брейден (Джек) Финней «Меж двух времён»
- Стивен Кинг 11/22/63 — попаданец в борьбе за лучшее будущее
- Борис Акунин «Детская книга»
- Олег Курылёв «Убить фюрера»
- Владислав Конюшевский «Попытка возврата»
- Елена Хаецкая, Виктор Беньковский «Анахрон»
- Константин Калбазов «Шаман. Похищенные»
- Одри Ниффенеггер «Жена путешественника во времени»
- Михаил Королюк «Спасти СССР. Инфильтрация»
Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
Провозвестником всего жанра попаданческой литературы считается роман Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Именно в этом произведении был впервые использован приём переноса главного героя в прошлое — классический лейтмотив попаданческой литературы. Так что всем любителям этого жанра рекомендуется ознакомиться с его первоисточником. Это произведение по праву является лучшей классической книгой про попаданцев.
По сюжету произведения главный герой — предприимчивый американец (янки) Хэнк Морган, получивший удар ломом по голове во время стычки на заводе. Очнувшись, он обнаруживает себя в VI веке. После пленения рыцарем он попадает в замок Камелот ко двору легендарного кельтского короля Артура. Не растерявшийся американец в полной мере пользуется представившейся ему возможностью — он занимает пост главного волшебника, отодвинув от должности постаревшего Мерлина. Однако успехи янки не остаются без внимания сильных мира сего — те объявляют ему войну из-за странных колдовских методов.
Лайон Спрэг де Камп «Да не опустится тьма»
В 1939 году, в преддверии Второй мировой войны, увидел свет роман американского писателя-фантаста Лайона Спрэга де Кампа «Да не опустится тьма». Сюжет произведения можно назвать классическим для попаданческой литературы — главный герой переносится в прошлое, добивается признания окружающих, занимает высокие должности и меняет ход истории.
Сюжет романа строится на том, что американский археолог Мартин Пэдуэй переносится из фашистской Италии 30-х годов прямиком в Рим VI века — во времена, когда павшей под ударами варваров Западной Римской империей правили остготы. Благодаря своим знаниям попаданец становится квестором, помогает вернуть власть королю остготов Теодату и предотвращает завоевание Италии византийцами, чем спасает античную культуру от упадка Средневековья. Попутно Пэдуэй «изобретает» множество вещей: от арабских цифр до самогонного аппарата. Хороший попаданец меняет мир к лучшему.
Именно в этом романе впервые была высказана мысль о том, что изменение прошлого меняет и будущее. Так что это произведение не только является примером классического романа о попаданцах, но и стало провозвестником жанра альтернативной истории.
Джон Диксон Карр «Дьявол в бархате»
Автор детективных романов Джон Диксон Карр в 50-е годы XX века создал целую серию попаданческих произведений. Наибольшей известностью пользуется роман «Дьявол в бархате», который можно назвать классическим образцом жанра. По сюжету умирающий профессор Николас Фентон переносится из Англии 20-х годов в XVII век — в эпоху реставрации Стюартов. Для этого действия автором был выбран необычный способ — герою «пришлось» заключить сделку с Дьяволом. В 1675 году, когда разворачиваются события, Фентон попадает в круговорот дворцовых интриг и заговоров.
К достоинствам романа можно отнести то, что в нём детально и очень верно описываются исторические перипетии. Карр был поклонником этой эпохи, поэтому точности деталей он уделил особое внимание. Это произведение можно назвать не только одной из лучших книг про попаданцев, но и хорошим пособием по историческим особенностям эпохи периода Реставрации.
Эдмонд Мур Гамильтон «Звёздные короли»
Роман «Звёздные короли» — не совсем обычный представитель своего жанра. Во-первых, путешествие происходит не материально, а мысленно — наш современник лишь меняется сознанием с другим человеком. Ну а во-вторых, обмен происходит с представителем далёкого будущего, когда человечество сможет покорять звёзды. Джон Гордон меняется сознанием с могущественным галактическим принцем Зарт Арном, который оказался в центре политических интриг.
Сюжет романа строится на том, сможет ли землянин, не обладающий знаниями и умениями своего партнёра по обмену, избежать заговора и добиться успеха.
Продолжение романа «Звёздные короли» называется «Возвращение к звёздам».
Аркадий и Борис Стругацкие «Попытка к бегству»
Повесть «Попытка к бегству» — одно из первых обращений отечественной литературы к попаданческим сюжетам. Время действия в повести — 2250 год, когда на Земле установлен развитый коммунизм, а все её обитатели руководствуются высокими моральными принципами. Место действия — далёкая планета Пандора, живущая в условиях низкого уровня развития.
Герои (Антон, Вадим и Саул) попадают на планету Пандора и выясняют, что местная цивилизация фактически представляет собой концентрационный лагерь, заключённые которого пытаются адаптировать оставленную на планете технику высокоразвитой цивилизации Странников. Попытки хороших героев воздействовать на охрану лагеря и смягчить участь заключённых терпят ожидаемую неудачу.
Пол Андерсон «Человек, который пришёл слишком рано»
Роман Андерсона — классическое произведение попаданческой литературы.
По сюжету американский солдат, прошедший боевую подготовку и владеющий приёмами дзюдо, переносится в средневековую Исландию. В то же время «Человек, который пришёл слишком рано» — одно из реалистических произведений, так как герою не суждено перевернуть ход истории и добиться успеха. Реальность оказывается слишком прозаичной, так как в суровом мире викингов, конунгов и драккаров попаданцу не помогут боевые приёмы и даже пистолет. А имеющиеся в голове знания оказываются бессмысленными, если нет возможности их применить из-за отсутствия инструментов и материалов.
Уолтер Брейден (Джек) Финней «Меж двух времён»
Роман «Меж двух времён» — попытка американского писателя-фантаста перенести жителя XX века в Нью-Йорк 1882 года. Пожалуй, именно город можно назвать главным действующим лицом романа — описанию Нью-Йорка второй половины XIX столетия писатель уделил очень много времени. Сюжетная линия описывается от имени Саймона Морли — обеспеченного иллюстратора с Манхэттена, попавшего в прошлое и встретившего там свою любовь. Как это часто бывает в попаданческих романах, перед главным героем в конце произведения стоит нелёгкая дилемма — возвращаться в «своё» время или оставаться там, где тебе лучше.
В 90-е годы вышло сюжетное продолжение романа — «Меж трёх времён». На этот раз главный герой попаданец прибывает в Нью-Йорк начала XX столетия. Однако теперь Саймон Морли решает изменить историю — спасти «Титаник» и предотвратить Первую мировую войну.
Стивен Кинг 11/22/63 — попаданец в борьбе за лучшее будущее
По сюжету Джейку Эппингу становится известно о существующем в подсобке портале во времени, переносящим путешественников в один и тот же миг — 9 сентября 1958 года. Попаданец пытается предотвратить убийство Президента США Джона Кеннеди, случившееся в 1963 году — именно дата смерти Кеннеди и стала названием произведения. Для этого он отправляется в 1958 год и начинает многолетнюю слежку за убийцей — Ли Харви Освальдом.
Попытки предотвратить преступление оказывают на будущее самое неоднозначное влияние.
Борис Акунин «Детская книга»
По сюжету главным героем очерёдного произведения Б. Акунина является мальчик Ластик Фандорин — потомок знаменитого сыщика Эраста Фандорина.
Через «хронодыру» он сначала попадает в 1914 год, где чудом не встречается со своим предком, а затем переносится в 1605 год — прямиком в Смутное время. Оказавшись при дворе Лжедмитрия I, маленький попаданец не только узнаёт его тайну, но и просто пытается выжить в это суровое для всех окружающих время.
Олег Курылёв «Убить фюрера»
Роман «Убить фюрера» — представитель классического направления в попаданческой литературе, в которой целью путешествия в прошлое является изменение хода мировой истории.
Однако в этом произведении подобный замысел осознаётся главными героями не сразу. Савва Каратаев и Вадим Нижегородский попадают во времена, предшествующие Первой мировой войне. После попыток разбогатеть на скачках и игре в казино герои решают оказать влияние на мировую политику и изменить ход истории. Гибель Гитлера в результате крушения «Титаника» видится им вполне посильной задачей. Однако шутки со временем могут плохо заканчиваться даже при самых благородных помыслах.
Это очень захватывающая и интересная книга про попаданцев.
Владислав Конюшевский «Попытка возврата»
Авторству Владислава Конюшевского принадлежит целая серия романов, посвящённых попаданию главного героя во времена Великой Отечественной войны. «Попытка возврата» — первый роман из цикла, в нём Илье Лисову — хорошему попаданцу — предстоит попасть в самый страшный период в советской истории — в 1941 год.
Сможет ли он выжить на фронтах Великой Отечественной войны и как попытается изменить ход истории, повествует это классическое для своего жанра произведение.
Елена Хаецкая, Виктор Беньковский «Анахрон»
Роман «Анахрон» — не совсем типичный представитель жанра. Если в большинстве произведений попаданцы, являющиеся нашими современниками, попадают в прошлое, то в этом романе всё происходит ровно наоборот. Героиня романа Лантхильда переносится из глухого скандинавского селения и далёкого прошлого прямиком в Россию 1990-х годов.
А её проводником в современный мир становится питерский предприниматель с занимательным именем Сигизмунд Борисович Морж. Попытки общения персонажей и возникающие между ними особые отношения и составляют основную канву произведения.
Константин Калбазов «Шаман. Похищенные»
«Шаман. Похищенные» — представитель направления в попаданческой литературе, в котором Игорь Бородин переносится не в прошлое, а в некий параллельный мир.
В этой вселенной нет места магии и волшебству — пустоши, разбойники, караваны и мёртвые города рисуют картину жестокого мира, в котором герою приходится яростно биться за своё выживание.
Одри Ниффенеггер «Жена путешественника во времени»
«Жена путешественника во времени» — ещё один нетипичный представитель жанра. Литературные критики и простые книголюбы так и не смогли определиться с тем, к какому жанру относится произведение: попаданческой прозе или любовному роману. Автор определяет его как любовную историю, рассказанную научно-фантастическим языком. Поэтому несмотря на явную направленность на женскую часть аудитории, книгу будет интересно читать и сильному полу.
В произведении рассказывается о трудных взаимоотношениях семейной пары: обычной девушки Клэр и её мужа Генри, страдающего синдромом перемещения во времени. Исчезновения и появления Генри в жизни Клэр, иногда комичные, а иногда трагичные, и составляют бо́льшую часть сюжетной линии романа.
Михаил Королюк «Спасти СССР. Инфильтрация»
Роман «Спасти СССР. Инфильтрация» является темой на вариацию: «Как изменить историю, попав в прошлое и обладая знаниями о грядущем?». Однако это произведение интересно тем, что главный герой проваливается в совсем недалёкое прошлое — в конец семидесятых годов.
Отличительная черта книги — попаданец переносится не в своём нынешнем виде, а оказывается в своём детском теле. Сможет ли обычный ленинградский восьмиклассник изменить ход истории, или ему лучше заняться подготовкой к неизбежным переменам — об этом и повествует роман Михаила Королюка.
Как видно из составленного списка лучших книг про попаданцев, этот жанр во многом находится на стыке лёгкой и серьёзной литературы. Наряду с чисто развлекательными целями в этих произведениях нередко затрагиваются и фундаментальные вопросы. И не всегда они касаются лишь общественного и политического устройства. Зачастую за обычным помещением героя во враждебную среду скрываются мотивы одиночества человека, его взаимодействия с окружающими людьми и поиска своего места в мире независимо от того, выдуман он или существует в реальности.