Этот человек был чертовски богат, занимался благотворительностью и старался быть хорошим мужем и отцом, одновременно с этим он стал одним из самых ужасных преступников, которых знал этот мир. За каких-то 20 лет он возглавил Медельинский картель. Дон Пабло, эль падрино (от исп. «крёстный отец»), царь кокаина — так называли короля кокаиновой империи, которая принесла Эскобару богатство в 3 десятка миллиардов зелёных хрустящих бумажек. Так каким же он был, самый знаменитый наркобарон Пабло?
Он был из бедной семьи
Урождённый колумбиец Пабло Эмилио Эскобар родился 1 сентября 1949 года, всего в семье было семеро детей. Маленький Пабло был тихим и задумчивым мальчиком. Роберто, старший брат Пабло, говорил, что он постоянно размышлял о чём-то.
Первые годы жизни будущего наркобарона пришлись на эпоху гражданской войны между партией консерваторов и партией либералов, война продлилась 10 лет и унесла 200 тыс. жизней. Те, кто выжил, остались жить в нищете.
Эскобар мечтал о лучшей жизни и начал самостоятельно зарабатывать. Сначала он занимался торговлей старыми надгробиями, которые воровал прямо с кладбищ, шлифовал и продавал как новые. Вскоре Пабло обнаружил, что гораздо больше можно заработать на торговле кокаином и начал своё дело.
Настоящий наркобарон
Все крупные игроки кокаинового рынка во главе с Пабло Эскобаром объединялись в Медельинский картель. «Эскобар был главным в картеле, очень харизматичный, очень властный и очень требовательный», — так его описывал сотрудник американского управления по борьбе с наркотиками.
Те, кто не хотел работать с Эскобаром, получали пулю в лоб. Дон Пабло придерживался философии “plata o plomo”, что означает «деньги или пуля». Почти как хеллоуиновская шутка «кошелёк или жизнь», только Пабло действительно не церемонился, жизнь неугодного для него человека ничего не стоила.
К слову, в те времена американский рынок потреблял больше кокаина, чем кофе. Картель поставлял до 15 тонн белого порошка в день. К концу 80-х в арсенале картеля было 142 самолёта, 20 вертолётов, 32 яхты и 141 помещение. Для полноты картины можно только добавить, что 4 из 5 кокаиновых дорожек в Америке были поставлены картелем Эскобара.
Богатство дорого ему обходилось
В самые прибыльные годы картель Эскобара приносил колоссальное количество денег и, разумеется, наркодилеры не хранили деньги в банках. Все эти миллионы быстро становились миллиардами (более 20 млрд долларов ежегодно) и лежали в специальных хранилищах. Только на канцелярские резинки для купюр каждый месяц уходило 2,5 тыс. долларов.
Бедные слои населения считали Эскобара местным Робин Гудом. Он за свой счёт строил жильё, школы и больницы в неблагополучных районах, помогал беднякам деньгами на лечение. Пабло поддерживал материально национальную футбольную команду и лично посещал матчи. Около 20 тыс. человек пришли в день похорон проводить своего кумира в последний путь.
Даёшь семилетку в списке «Форбс»
Первый список «Форбс» вышел в 1987 году, нашему герою досталось почётное место среди сотни богачей. Доля Эскобара в картеле на тот момент составляла 40%, а доля его сооснователя Хорхе Луиса Очоа Васкеса и его братьев 30%, из всех колумбийских миллионеров только у этих двоих был шанс сравнять счёт. Разумеется наркобароны выигрывали перед другими бизнесменами, ведь их деятельность не облагалась налогом. В первом списке «Форбс» Эскобар появился с отметкой о состоянии в 2 млрд долларов, его охарактеризовали как «здорового мужика в футболке для регби, брюках чинос и кроссовках, пример типичного колумбийца, агрессивного, бесцеремонного жулика».
США трижды предъявляли ему официальное обвинение в распространении наркотиков, отмывании денег и заказных убийствах, Пабло удалось продержаться целых 7 лет в списке «Форбс». Незадолго до гибели Эскобар вновь появился в заветном списке с комментарием издания «мы надеемся, что совсем скоро Эскобар, как и его коллеги по цеху братья Очоа (которые сейчас в тюрьме), покинет этот список. И возможно эту планету».
Он сорил деньгами
В каждом бизнесе будут убытки, даже в наркоторговле. Как правило потери составляют какой-то процент от доходов. Как описывал брат Эскобара и по совместительству бухгалтер Роберто: «У Пабло было так много денег, что каждый год мы списывали примерно 10%, часть сгрызали крысы, часть подгнивала в хранилище». Если вы думаете, что 10% это немного, то речь идёт о сумме в 2 млрд долларов в год.
Эскобар завещал всё своё богатство старшему брату Роберто, но вскоре выяснилось, что он был одним из тех, кто сдал дона Пабло властям. Себастьян, сын Пабло, писал в своей книге «Пабло Эскобар, мой отец»: «Мой дядя Роберто Эскобар, официальный информатор Управления по борьбе с наркотиками США, поспособствовал передаче отца в руки врагов».
Персональный зоопарк
Когда беспокоиться о деньгах не приходится, список желаний может дойти до абсурда. У Эскобара был целый зоопарк экзотических животных, и это были не лемуры лори. Зоопарк находился в его имении «Асьенда Наполес», там были бегемоты, жирафы, антилопы, страусы и слоны. Кроме того у него в распоряжении был собственный аэропорт, арена для корриды, трек для картинга и всё это располагалось на скромном дачном участке в 20 тыс. га.
С падением империи содержание зоопарка стало непосильным и большинство животных распределили в другие места. Двадцать четыре из его бегемотов сбежали и осели на реке по соседству, где они и продолжали жить. Сегодня в этом месте находится самая крупная популяция диких бегемотов, National Geographic даже посвятил им фильм «Кокаиновые бегемоты».
Жизнь на широкую ногу
Доставить 15 тонн кокаина в день в другую страну не так-то просто. Первые грузы Эскобар лично отвозил в Панаму, откуда они самолётом отправлялись в США. Борта никогда не возвращались пустыми, на обратном пути их нагружали наличными.
Сотрудники Эскобара хорошо зарабатывали. Пилоты прятали кокаин в шинах самолётных шасси, а за один такой рейс они зарабатывали до 500 тыс. долларов. Ещё один способ транспортировки кокаина — джинсы. Их мочили в кокаиновом растворе, сушили и легально отправляли в США, где из них обратно получали заветный порошок. Официальных властей подкупали взятками, а тех, кто не продавался, просто убивали. И хотя у Эскобара было много поклонников, по его вине были убиты 4 тыс. человек.
Доллары вместо дров
Пабло Эскобар был настолько богат, что мог себе позволить жечь деньги вместо дров. Его сын Себастьян рассказывал в одном из интервью, что когда их семья скрывалась от федералов, Пабло завязывал им всем глаза и перевозил на новое место. По теории Пабло так в случае задержания никто не мог бы рассказать о его местонахождении. Паранойю Пабло подогревал его самый жуткий страх — он очень боялся оказаться в американской тюрьме.
По рассказам Себастьяна однажды в одной из таких «поездок» у его сестры Мануэлы развилась гипотермия и когда девочке стало совсем плохо, Пабло жёг деньги, чтобы согреть дочь.
Тюрьма класса люкс
В страхе быть пойманным Эскобар подписал соглашение с колумбийскими властями, что он согласен отправиться за решётку с одним условием — это будем его персональная тюрьма рядом с домом, в котором живёт его семья. Правительство пошло на уступки, потому что другой управы на Эскобара не было, а его бесчинства уже давно вышли за грань добра и зла.
Тюрьма называлась «Клуб Медельин» и там были спа, джакузи, футбольное поле, бар и дискотека. Там даже был телефон и факс, чтобы дон Пабло мог продолжать свой бизнес и управлять остатками былой наркоимперии. «Тюрьма» была идеальным укрытием для Эскобара, здесь он мог не бояться наёмников и экстрадиции в США. Он всегда говорил, что лучше быть в могиле в Колумбии, чем сидеть в американской тюрьме.
Через год по решению колумбийского правительства Пабло должны были переместить на военную базу. Во время переезда произошла перестрелка и ему удалось бежать. Он снова обошёл закон.
Его состояние всё ещё где-то закопано
Поле побега дону Пабло удавалось скрываться год и четыре месяца, его застрелили на крыше колумбийские полицейские. Никто не знает, где находятся его несметные богатства. Кроме того, что было у всех на виду, у Эскобара были тайники и счета в зарубежных банках, часть состояния безвозвратно утеряна.
Колумбийское правительство обнаружило слитки драгоценных металлов, наличные, ювелирные украшения и пулемёты общей стоимостью в 100 млн долларов. Согласно данным американского Управления по борьбе с наркотиками, примерно 1,3 млрд долларов зарыты на территории Колумбии, о местоположении знал сам Пабло и члены картеля. Даже современные технологии не могут помочь в поиске этого клада.
Пабло Эскобар был яркой фигурой в истории, наркобаронов было много, но по-настоящему знаменит только он. Его жестокость не знала границ, одновременно с этим он был любящим отцом и щедрым любовником. Нам остаётся только гадать, как столько противоречий уживались в одном человеке.