Термин «технологическая сингулярность» (его создателем является американский математик и писатель-фантаст Вернор Виндж) означает, что когда-нибудь наступит момент, когда технический прогресс благодаря новым технологиям, охватывающим все сферы человеческой жизнедеятельности, будет настолько сложным и стремительным, что перестанет поддаваться понимаю. После этого остановить прогресс станет уже невозможно, а человечество, скорее всего, перейдёт на совершенно новую стадию своего развития. Спорить с тем, что технологическая сингулярность наступает, можно бесконечно, но вполне возможно, что это действительно вот-вот случится — по некоторым прогнозам, уже примерно в 2030-м году. Давайте попробуем разобраться, почему.
1. Симбиоз человека и машины
Виндж в своей статье от 1993-го года говорил о возникновении искусственного интеллекта: он предположил, что рано или поздно компьютеры обретут сознание (самостоятельно или в результате действий человека — неважно), и тогда возникнет сверхчеловеческий интеллект.
О возникновении сверхинтеллекта говорить пока рано: да, исследования в этой области, несомненно, ведутся, но лучшим результатом пока можно назвать компьютер с вычислительной мощностью 10 в 13 степени операций в секунду (для сравнения, вычислительная мощность человеческого мозга составляет примерно 10 в 16 степени операций в секунду). Разумеется, в магазине вы такой компьютер пока не купите, но и того, что есть, хватает для некоего симбиоза вас и машины.
Когда вы работаете за компьютером, ваши возможности возрастают — упрощённо говоря, вы используете интернет вообще и поисковые системы в частности как «резервную память». Теперь вам не обязательно помнить многие, а достаточно знать, где и как их найти. Программист пишет код, совмещая вычислительные возможности машины (машина выполняет расчёты и расширяет рабочую память человека) и собственную способность к абстрактному мышлению, интуицию, ассоциации.
Машинно-человеческий интерфейс уже настолько естественен, а доступ к почти любой информации настолько быстр, что симбиоз мозга и технологий можно считать сверхчеловеческим интеллектом — ещё лет 50 назад о таком можно было только мечтать. Отдельно человек и компьютер суперинтеллектом не обладают, зато вместе — вполне. Да, искусственный интеллект, конечно, нечто более грандиозное, но и та малость, которую мы имеем, уже может привести к технологической сингулярности.
Кстати, все наверняка играли в логические игры на компьютере. Вспомните, сколько раз вы проигрывали машине, вычислительная мощность которой примерно равна 108 операций в секунду и уступает вычислительной мощности вашего совершенного мозга соответственно на 108? То-то и оно.
2. Идеи и информация мгновенно становятся достоянием общественности
Этот признак напрямую связан с первым. Мы живём в эпоху интернета, и, как уже говорилось, любая нужная нам информация может быть найдена за несколько минут. Как только происходит нечто важное, будь то событие на другом континенте, научное открытие или чьё-то персональное достижение, об этом потенциально может узнать каждый человек, если задастся такой целью.
Это находит отражение и в социальной стороне жизни: у вашего друга рождается сын, и через пару часов вы уже можете увидеть фотографию малыша, узнать его рост, вес и то, какое имя ему решили дать родители. Вы делитесь собственными впечатлениями и фотографиями с другими людьми, в любой момент можете поговорить с другом, находящимся в тысячах километров от вас, получаете информацию и можете использовать её по собственному усмотрению.
Более того, вы уже привыкли принимать постоянно происходящие в мире перемены как должное. Если завтра появятся роботы, способные поддерживать с людьми интеллектуальную беседу, это уже никого не удивит (может, только немного и ненадолго, а через пару недель это будет казаться нормой, и вы уже не вспомните, что раньше было как-то иначе).
3. Улучшение человеческого тела и его возможностей посредством технологий
Говоря об улучшении человеческого тела, мы имеем в виду не только само тело (мышцы, внутренние органы, кожу и т. п.), но и мозг. Сейчас потерянные конечности можно заменить искусственными, которые будут ничуть не хуже: некоторые люди ведут вполне полноценную жизнь с искусственным сердцем, другие обретают потерянное зрение при помощи глазных имплантов, а стволовые клетки теперь возможно печатать на 3D-принтере.
Что касается мозга, то в наши дни серьёзная роль отводится оптогенетике: теория состоит в том, что в мембраны нервных клеток можно внедрить специальные каналы — опсины, реагирующие на возбуждение светом. Это позволит использовать свет для контроля и управления некоторых участков мозга и, в перспективе, справиться с болезнями Альцгеймера и Паркинсона, т. е. избежать потери функциональности мозга, а в ещё более далёкой перспективе — увеличить возможности мозга и заставить его работать ещё быстрее.
Кроме того, созданы первые омолаживающие препараты. Пока на рынок они не поступили и находятся на стадии клинических испытаний, но их появление — вопрос ближайшего будущего. Скорее всего, они будут выглядеть как биологическая добавка к пище, в которой будут содержаться ферменты под названием «теломеразы», ответственные за скорость старения.
Читайте также 4 важных препятствия для создания искусственного интеллекта, которые учёные пока не могут обойти на Фактруме