Часто бывает так, что хорошая идея не получает признания в обществе, особенно если она идёт вразрез с устоявшимися нормами. Десять смельчаков, о которых мы расскажем сегодня, знали что-то важное и хотели поделиться знаниями с миром, но их не слушали. Все они пострадали в профессиональном плане из-за своей прямолинейности. Иногда они даже получали телесные наказания за то, что открывали рот. Некоторые из них так и не дожили до момента, когда их теории были приняты.
Пёрл-Харбор
Дюсан Попов был двойным агентом из Сербии в период Второй мировой войны. Он работал на секретную разведывательную службу Великобритании MI6 и на орган военной разведки и контрразведки Веймарской республики и Третьего рейха Абвер. Попов любил выпивать, играл в азартные игры и не пропускал ни одной юбки, это его образ стал прототипом знаменитого Джеймса Бонда. Именно его репутация заставила ФБР усомниться в достоверности информации, когда Попов доложил о возможной атаке Пёрл-Харбор.
В 1941 году он был в США, по официальной версии с целью построения сети для Абвер. Попов вышел на связь с ФБР и предупредил, что в течение года будет совершено нападение на Пёрл-Харбор, свои предположения он подтвердил доказательствами. Одним из них было официальное письмо от немецкого дипломата в Токио об удачной атаке итальянского флота в Таранто британским авианосцем «Илластриес». Это дало наводку на то, что японцы планируют нечто подобное. Вторым доказательством стал опрос со стороны Германии американских и канадских военно-воздушных сил, задачей Попова было найти ответы от имени Японии. Треть вопросов касалась безопасности Пёрл-Харбор.
Информация от Попова так и не попала ни в Белый дом, ни в американскую армию. Многие, в том числе и сам шпион, были уверены, что дело было в директоре ФБР Джоне Эдгаре Гувере, он не доверял Попову и не воспринял информацию от него всерьёз. Кроме того, Гувер был инициатором прикрытия для инцидента 1972 года, когда британская разведка рассекретила документы.
Загрязнение свинцом
Американский геохимик Клэр Паттерсон вместе с Джорджем Тилтоном разработал ураново-свинцовый метод датирования, который позволил более точно установить возраст Земли. В процессе исследования учёные также выяснили, что человечество отравляет себя и окружающую среду свинцом. Паттерсон организовал кампанию по борьбе с загрязнением свинцом, в особенности против добавки к бензину тетраэтилсвинца.
Главным оппонентом Паттерсона был Роберт Кехо, токсиколог, который ратовал за использование тетраэтилсвинца. Он работал на американскую топливную компанию Ethyl Corporation на должности медицинского консультанта и руководил лабораторией Ethyl, DuPont и General Motors. Положение Кехо позволило ему успешно пропагандировать использование добавки для бензина в конце 20-х годов, ему удалось убедить даже министра здравоохранения.
Паттерсон достиг поставленных целей. В начале 70-х годов он показал, что в скелетах современных американцев уровень содержания свинца в 700–1200 раз выше, чем в скелетах перуанцев, которые жили 1600 лет назад.
Тридцать лет Паттерсон потратил на то, чтобы добавку сняли с производства и впоследствии полностью запретили. Его называли одержимым подстрекателем. Критика в адрес производителей топлива дорого ему стоила.
Обман Лэнса Армстронга
До того как Лэнс Армстронг оказался в опале в 2012 году, его считали одним из самых вдохновляющих атлетов в истории. Первым о нём нелестно высказался американский велогонщик Грег Лемонд, за что его исключили из спорта аж на 10 лет.
Изначально Лемонд критиковал Армстронга за хорошие отношения с итальянским врачом Микелем Феррари, который практиковал кровяной допинг. В 2004 году после чудесного возвращения Армстронга, Лемонд говорил, что его запугивали, чтобы он молчал.
У него было несколько велосипедов, аккредитованных и купленных у компании Trek Bicycles, по стечению обстоятельств именно эта компания была основным спонсором Армстронга.
Лемонд говорил, что 12 лет после первого обвинения он жил как в аду. В 2008 году компания Trek Bicycles забрала у него свои велосипеды, ссылаясь на то, что такое поведение Лемонда плохо сказывается на их бренде. В мире велосипедистов Лемонд стал персоной нон грата. На церемонии в честь победителей Tour de France он сидел на трибунах вместе с обычными зрителями, хотя он трижды побеждал в этом соревновании.
Лемонд смог вернуться к прежней жизни только после того, как Армстронга разоблачили и лишили всех титулов. Он возобновил занятия велоспортом в 2014 году и снова стал единственным американцем, выигравшим Tour de France.
Самая крупная финансовая афера
В 1999 году банковский брокер Гарри Маркополос работал в одной торговой компании, некоторые руководители которой слышали о менеджере хедж-фонда, который окупал инвестиции в многократном размере, и попросил Маркополоса овладеть этой техникой и повторить его успех. Этим успешным менеджером был Бернард Мейдофф, который провернул самую крупную мошенническую схему в истории.
Она получила имя Чарльза Понци, итальянского «пирамидостроителя». Схема Понци — это мошеннический метод инвестиций, когда вкладчику обещают большой заработок. По факту новые вкладчики просто оплачивают проценты тем, кто вложился раньше. Схема работает только при условии, что есть желающие в неё вкладываться.
Вернёмся к Маркополосу. Он за несколько часов раскусил Мейдоффа и сделал выводы, что схема не может работать законным способом. В 2001 году Маркополос заявил об этом в Комиссию по ценным бумагам и биржам, но к нему не прислушались. Через год он повторил попытку, но безрезультатно. Ещё четыре года спустя он предоставил целое досье под грифом «Самый крупный хедж-фонд — фикция», в ответ на которое Комиссия по ценным бумагам и биржам назначила поверхностное расследование, которое не дало никаких результатов.
Только в 2008 году схема была раскрыта, когда сыновья Мейдоффа заявили на него в ФБР, но к тому моменту от этой аферы пострадало очень много людей.
Самый ужасный преступник
Джон Лайдон, более известный как Джонни Роттен, солист легендарных Sex Pistols, никогда не стеснялся вставлять комментарии. Джонни утверждает, что в 1978 году канал BBC вырезал из его интервью кое-какую информацию. В том шоу Джонни сказал, что хотел бы убить Джимми Сэвила.
Сэвил не сходил с экранов телевизоров несколько десятков лет, в основном он работал на канале Би-би-си. Он совратил много детей, правда открылась только после его смерти в 2011 году, когда его признали одним из самых масштабных сексуальных преступников Великобритании. После того как всё это всплыло на поверхность, на Би-би-си прошла волна увольнений, многие из руководящей верхушки знали о пристрастиях Сэвила, но хранили молчание.
Лайдон говорил об этом ещё 35 минут назад, обвинив Сэвила во всех смертных грехах. Он заявил, что об этом все знали, но никто не говорил вслух. Лайдон предполагал, что его слова вырежут из эфира, и был прав. Только в 2013 году полная версия интервью появилась в доступе и вошла как дополнительный трек в дебютный альбом группы Public Image Ltd.
Космическая катастрофа
В середине 80-х годов Аллан Макдоналд (в середине на фото) был директором инженерной компании, которая работала на НАСА. В январе 1986 года шаттл Challenger готовили к десятому полёту. Макдоналд и его команда знали, что низкая температура может негативно отразиться на работе шаттла, поэтому он отказался подписывать рекомендации по запуску шаттла. Но те, кто стоял выше него, не послушали специалиста и это привело к катастрофе.
Макдоналд был уверен, что из-за низкой температуры предохранительные кольца затвердеют и герметизация шаттла нарушится. Из-за этого могут воспламениться капли топлива в стыках, а сам аппарат может взорваться.
Макдоналд сначала пытался убедить своё непосредственное руководство, но НАСА принимала только точные данные, а так как их не было, они настояли на необходимости продолжить миссию. Макдоналд отказался подписывать руководство к запуску, но его начальник сделал это за него.
Шаттл взорвался из-за неправильной работы уплотнительных колец, но не так, как предполагал Макдоналд. Он думал, что проблема была в двигателе или топливном баке, и был уверен, что если уплотнительные кольца выйдут из строя, то ракета не сможет взлететь. На самом деле началась утечка топлива, но её мгновенно устранил оксид алюминия. Через минуту полёта ветер стал очень сильным, что нарушило герметизацию и спровоцировало взрыв.
Слежка за Хемингуэем
В последние годы жизни психическое и физическое здоровье Эрнеста Хемингуэя пошатнулось. Состояние усугубляло пристрастие к выпивке и непроходящая депрессия. Поэтому когда писатель сообщил семье и друзьям, что за ним следит ФБР, ему никто не поверил. В 1961 году он покончил с собой и только двадцать лет спустя выяснилось, что за ним действительно следили.
Правда открылась, когда учёный Джеффри Майерс запросил в ФБР данные на писателя, ссылаясь на закон о свободном доступе к информации. В деле было 120 страниц и оно велось с 1942 года, внимание ФБР привлёк переезд Хемингуэя на Кубу.
После этого многие начали спекулировать на том, что слежка ФБР повлияла на самоубийство. В их числе был его друг биограф А.Э. Хотчнер. Он рассказал о том дне, когда Хеменгуэй впервые поделился подозрениями. Это было в ноябре 1960 года, за полгода до самоубийства. Они встретились на охоте и Хемингуэй сказал, что за ним следили на вокзале. Писатель настаивал на поездке на чужой машине, так как был уверен, что за его машиной следят. Он также утверждал, что его почту тоже читают. В банке он тоже заподозрил двоих людей в том, что они аудиторы ФБР и проверяют его счёт. И всё это произошло по пути от вокзала до дома писателя, он говорил, что его жизнь похожа на ад.
Иммунотерапия
Сегодня Уильям Коли (на фото в центре) известен как отец иммунотерапии. Но в начале пути ему пришлось побороться, чтобы доказать свою правоту. Юный Коли был уверен, что если специально заразить пациента, больного раком, тяжёлой болезнью, то это поможет побороть раковые клетки.
В конце XIX века единственным эффективным способом лечения рака считалось оперативное вмешательство. Молодой врач Нью-Йоркской больницы Коли читал о десятках случаев, когда пациенты с неоперабельными опухолями выздоравливали частично или полностью после контакта с опасными заболеваниями.
Чтобы не терять время, Коли нашёл пациента с огромной опухолью на шее, которая закрывала глотку, и заразил его рожей, которая растворила опухоль. В последующие годы он вылечил сотни людей, смешивая пиогенный стрептокок и серрацию марцесценс, до сих пор известные как токсины Коли.
Но другие врачи не поддерживали методику Коли. Он был непоследователен и вводил пациентам 13 разных видов вакцин, некоторые умирали, а другие не заболевали вовсе. Коли не мог объяснить как работает его метод, в то время связь между микроорганизмами и раком ещё не была установлена.
В то время уже использовали лучевую терапию и ведущие эксперты признавали этот метод лечения рака. В их числе был и Джейсм Эвинг, непосредственный руководитель Коли и его главный критик.
Только в 1935 году Американская Медицинская Ассоциация изменила свою позицию по отношению к токсинам Коли. Правда учёный скончался через год после этого.
Тайны Католической церкви
В октябре 1992 года ирландская певица Шинейд О’Коннор принимала участие в шоу Saturday Night Live в качестве музыкального гостя. Она исполнила акапелла песню Боба Марли «Война», но изменила слова в сторону сексуальных домогательств, а не расизма. В конце своего выступления она поднесла к камере фотографию Папы Иоанн Павел II, разорвала её и призвала всех бороться с настоящим врагом.
Публика была в ступоре, а сотрудники телеканала не придумали ничего лучше, чем включить кнопку «Аплодисменты». На певицу обрушилась волна критики со стороны политиков и звёзд, на концертах ей приходилось уходить со сцены под неодобрительный свист фанатов. Через неделю в гостях на этом же телешоу был актёр Джо Пеши, который принёс с собой склеенную фотографию Папы, добавив, что если бы он присутствовал в студии, то расцеловал бы О’Коннор под визги и аплодисменты зала.
Сегодня скандалы вокруг Католической церкви стали более обыденными. Ватикан критикуют не только за процветающий разврат, но и за то, что прегрешения священников тщательно скрывают. Тысячи людей по всему миру стали жертвами насилия со стороны представителей католической церкви, но в 90-е об этом не говорили и О’Коннор поплатилась карьерой за свою выходку.
Вот как это было
Прогресс в медицине
Джозеф Листер получил звание президента Лондонского королевского общества за усилия, приложенные к внедрению антисептиков в медицину. Его уважали современники, а королева Виктория даровала ему титул баронета. Его коллега по цеху Игнац Филипп Земмельвейс за те же самые предложения был осмеян, уволен и отправлен в сумасшедший дом.
В 1847 году Земмельвейс работал ассистентом профессора в родильном доме при Венской городской больнице. Он пришёл к выводу, что если врачи будут мыть руки, то можно будет значительно снизить распространение послеродовой лихорадки. Его интерны мыли руки с хлорной известью и это снизило процент смертей из-за лихорадки с 10% до 1–2%.
Несмотря на факты, коллеги по цеху не впечатлились гипотезой Земмельвейса. В отличие от Листера, у него не было достаточно знаний в микробиологии, чтобы объяснить, как это работает. Он просто знал, что это эффективно, но другие врачи отказывались верить в то, что они были причиной послеродовой горячки. Авторитет Земмельвейса упал настолько, что ему пришлось уехать из Вены в родную Венгрию. Примерно двадцать лет спустя он стал озлобленным, писал гневные письма акушерам, называя их убийцами. Он начал пить и испытывал перемены настроения, родственники определили его в сумасшедший дом, где он и скончался через две недели. Сегодня люди всё ещё задаются вопросом, страдал ли Земмельвейс от болезни Альцгеймера или сифилиса, или он просто не выдержал из-за стресса.
Кто знает, как изменился бы ход истории, если бы к людям, о которых мы рассказали сегодня, вовремя прислушались. К сожалению, мы не сможем это проверить, пока не изобретут машину времени.