Сейчас о российском кино принято говорить исключительно негативно. Мол, и режиссеры снимать не умеют, и актеры показывают не искренние эмоции на экране. А вот советские ленты вызывают у публики исключительно положительные эмоции. Шедевры, снятые несколько десятилетий назад, до сих пор с удовольствием пересматривают зрители разных возрастов. Но действительно ли эти ленты так хороши? Может быть в дело вступает чувство ностальгии, а не восхищение прекрасным? В данной статье мы обсудим плохие советские фильмы, которые все любят и попытаемся понять, почему же зародился культ старого кино.
«Экипаж»
Лента Александра Митты уже давно считается шедевром. Еще бы, ведь речь идёт о первом фильме-катастрофе в Советском Союзе. Главными героями ленты стали сотрудники экипажа воздушного судна, которым приходится в буквальном смысле спасать пассажиров. После землетрясения и извержения вулкана члены экипажа снова поднимаются в воздухе, и теперь им необходимо найти место для посадки поврежденного самолёта.
Попутно сценаристы рассказывают и о личных проблемах главных героев. Так, ловелас Игорь соблазняет стюардессу Тамару, а командир экипажа Андрей Тимченко узнает о беременности дочери.
Идея режиссера была очень даже понятной: взять истории пилотов и стюардесс и показать, что у этих людей, выполняющих тяжёлую работу, есть свои личные проблемы. Однако разделение картины на две части получилось уж слишком резким. Сначала история похожа на мелодраму, а потом она неожиданно превращается в боевик. К тому же, современному зрителю трудно воспринимать все повороты сюжета, ведь спецэффекты выглядят как минимум странно. Сейчас картину всё чаще осуждают за наивность, многочисленные допущения и глупость персонажей. Однако «Экипаж» всё ещё считается классикой советского кино, ведь речь идёт о первопроходце в жанре.
«Иван Бровкин на целине»
«Солдат иван Бровкин» – это классика советского кино, фильм, который стал настоящим олицетворением своего времени. Разумеется, после громкого успеха создатели задумались о съемках продолжения. В итоге через три года вышел сиквел, который уже не снискал прежней любви публики и критиков.
Главный герой фильма Иван Бровкин заканчивает службу в армии и возвращается в родную деревню. Однако там ему почему-то не рады: невеста обижена, мать и председатель колхоза тоже ведут себя странно. Тогда Бровкин решает исполнить давнюю мечту и уезжает на целину.
Довольно быстро Бровкин становится главой тракторной бригады, но он до сих пор скучает по родному колхозу и по Любаше, поэтому больше всего на свете хочет вернуться.
Главной проблемой ленты стало то, что она по сути была не нужна. Первая часть логически заканчивала историю Бровкина. К тому же, продолжение сочли самой настоящей пропагандой, продвигающей идеи коммунизма в массы. Актёр Леонид Харитонов, исполнивший главную роль, навсегда застрял в своём самом знаменитом образе, и его жизнь в итоге закончилась трагически.
И все же, картина до сих пор любима зрителями. Во многом это связано с тем, что поклонники обожают первую часть, поэтому и вторую, несмотря на все ее проблемы, смотрят с удовольствием.
«Гостья из будущего»
А на этом фильме в буквальном смысле выросло целое поколение. «Гостья из будущего» – сказка о девочке по имени Алиса, которая прилетает в Советский Союз из будущего. Ей предстоит выполнить сложную и очень важную миссию, а помогать Алисе в этом будет обычный шестиклассник Коля, который совсем не рассчитывал на то, что станет главным героем такой приключенческой истории.
Конечно, здесь стоит сделать скидку на то, что речь идет о семейном кино для детей. И все-таки «Гостья из будущего» выглядит, как крайне наивное и местами глупое кино. То будущее, которое рисуют создатели, совершенно не выдерживает критики. Персонажи ведут себя не логично, а если добавить сюда ещё и хронометраж в 317 минут можно понять, почему у сказки сейчас так много критиков.
«Пираты XX века»
Очередной первопроходец в нашем списке. На этот раз речь пойдёт о фильме, который буквально открыл для зрителей жанр боевик. За такую смелость создателям простили и проблемы со сценарием, и откровенную глупость некоторых сюжетных поворотов.
В центре повествования оказывается команда опытных моряков. Они перевозят груз опиума, но об этом узнают современные пираты. Желая добыть ценный груз, преступники нападают на экипаж. Они хотят убить всех свидетелей, поэтому в открытом океане начинается противостояние между доблестью и жаждой наживы.
Фильм помог Николаю Еремёнко младшему сделать блестящую карьеру, а также показал, что на экране могут происходить драки и перестрелки, что никак не скажется на «величии советского режима». Однако этого маловато для того, чтобы записать картину в шедевры. Сейчас зрителю будет довольно сложно понять, почему же «Пиратами XX века» когда-то так восхищались. Так что проверку временем эта лента точно не прошла.
«Старики-разбойники»
Даже у великого Эльдара Рязанова были промахи. По крайней мере, эту советскую картину многие современные критики считают неудачной. А вот зрители до сих пор причисляют «Стариков-разбойников» к шедеврам.
Главным героем оказывается бывший следователь Николай Мячиков. Он отдал службе всю жизнь, но теперь должен уйти на пенсию. Вот только сам Мячиков категорически не хочет оставлять работу. Вместе с давним другом Воробьёвым он разрабатывает коварный план: необходимо совершить преступление, потом раскрыть его и восстановить свою репутацию в глазах начальства. Вот только переквалифицироваться в бандита оказывается не так уж и просто.
Сама идея ленты кажется очень странной, ведь главные герои действительно совершают преступления, чтобы создать себе хорошую репутацию на работе. К тому же, сюжет часто подвисает, смешных шуток и ситуаций совсем немного. Как результат, даже Юрий Никулин и Евгений Евстигнеев не смогли в полной мере спасти сценарий.
В советские годы создавались не только шедевры. В этот период было много посредственных и откровенно плохих лент. И всё же, чувство ностальгии помогает зрителю забыть об этом. В общественном сознании фильмы из прошлого стали своеобразным культурным кодом, поэтому им так хочется простить любые недостатки.
12 комментариев