Почему Монеточке придется раскошелиться. С авторским правами не шутят. Плагиат на российской эстраде – не редкость.
Монеточке суд присудил расстаться с рублями
Судебная тяжба, начавшаяся еще в 2021 году, началась из-за популярной песенки «Мама, я не зигую», которую Монеточка (в миру Елизавета Гырдымова) благополучно и не без прибыли для себя использует в своем репертуаре с 2016 года. Песня звучит на всех музыкальных мероприятиях молодой певицы, но даже непрофессиональному уху будет не сложно заметить ее схожесть с композицией «Женщина, я не танцую», которую исполняет в своих концертах господин Костюшкин. Как заявил адвокат потерпевшей стороны Роман Лалаян, вначале артист хотел решить спор, не доводя до суда, и его адвокаты предложили менеджерам певицы приобрести права и заплатить за пользование хитовым треком, но те наотрез отказались. Отметим, что судебные процессы по авторским правам достаточно сложные, зачастую требующие экспертных заключений. Ведь просто так на слух суд не станет выносить оценки произведениям и выявлять их тождественность.
По этой и другим причинам судебный спор продлился до 2022 года и суд все же вынес решение о взыскании с Монеточки 500 тыс. рублей. Хотя поначалу сумма исковых требований Костюшкина была больше – 900 тыс. рублей. Но и меньшей суммой компенсации исполнитель доволен, тем более что его адвокаты намерены за все затраты на суды, командировки, юридические издержки и прочее взыскать с ответчицы еще 200-250 тыс. рублей.
Плагиатят, плагиатили и будут плагиатить
Как говорится, авторов мелодий много, а нот всего семь. Поэтому использование чужих мелодических фрагментов или целых композиций – не редкость. Этим во все времена грешили композиторы от классики до попсы. Поэтому плагиат на российской эстраде далеко не редкость. Не всегда просто это заканчивается судебными разбирательствами. Кто-то договаривается полюбовно, а кто-то предпочитает попросту махнуть рукой на проблему. Вот несколько примеров, Алексей Чумаков «Тут и там» – Владимир Пресняков «Замок из дождя», главный хит Мурата Насырова, «Мальчик хочет в Тамбов», был, по сути, кавером на песню «Tic Tic Tac» бразильской группы «Carrapicho», припев песни Нодара Ревия «Лала» очень похож на «Знаю» Авраама Руссо, Стас Михайлов – «Все для тебя» похожа на VS Geri Holliwell – Love Never Loved Me.
Все помнят любовь к иностранным композициям Филиппа Киркорова, у которого по этому поводу был не один скандал. В музыкальных кругах ни для кого не секрет, что Виктор Дробыш и Игорь Матвиенко частенько заимствуют зарубежные мелодии для своих хитовых произведений. Но до сих пор Элтон Джон не пожурил Матвиенко, а наследники гениального Нино Рота не стали судиться с ним. Да и Дробышу не выставляют претензий участники итальянской группы «Рикки э Повери». А раз так, то почему бы и не попользоваться хорошим музыкальным материалом, пускай и чужим.
Поэтому победа Стаса Костюшкина – это хороший прецедент. В истории судебных тяжб не так много дел, рассматривающих музыкальный плагиат. На практике, чтобы убедить и доказать, что данное сочетание нот украдено, нужны годы судебных разбирательств, не все это могут выдержать и морально, и материально. Однако есть примеры – это достаточно громкие и крупные дела. Группа The Chiffons доказала, что Джордж Харрисон позаимствовал у них мелодию композиции My Sweet Lord. Аль Бано Корризи выиграл дело у Майкла Джексона, убедив суд, что композиция Аnother Part of Me написана не американским поп-королем, хорошо всем известным на просторах СНГ итальянцем Аль Бано. И еще бельгийцы доказали, что тот же Джексон взял и перепел их мелодию песни You`re Not Alone.