Клоуны советского времени были признаны лучшими во всем мире. Тогда цирк считался отдельным видом искусства, который любили как взрослые, так и дети. О самых знаменитых людях этой веселой и одновременно сложной профессии и пойдет речь.
Юрий Никулин
Фаворит любителей смехопанорамы и народный артист советского времени. После окончания ВОВ пытался поступить во ВГИК, но попытка не увенчалась успехом. Поэтому он оказался в студии для клоунов при Московском цирке, где проработал полвека.
В 1948 году состоялся дебют знаменитого клоуна. Некоторое время он был помощником знаменитого тогда Карандаша. Работу в цирке Никулин совмещал с карьерой в кино, сыграв в известных комедиях Леонида Гайдая. В возрасте 60 лет Никулин перестал выходить на сцену в качестве клоуна. Затем ему доверили работу главного режиссера, а спустя год он занял должность директора.
Олег Попов
Его знает практически каждый. Свою карьеру Попов начал в роли эквилибриста, выступая на проволоке. Первый раз появился на сцене в цирке Саратова в 1951 году, потом переехал в Ригу. Кумир советского народа создал образ Солнечного клоуна. Никогда не унывающий молодой человек с цветными соломенными волосами, который появлялся на представлениях в смешных полосатых шароварах и клетчатой фуражке. В своих выступлениях Попов использовал многочисленные цирковые приемы. Работу клоуна он совмещал с телевизионной деятельностью.
Михаил Шуйдин
Клоун из юмористического трио советского времени. Выступал совместно с Карандашом и Никулиным, не теряясь на фоне знаменитых коллег. По профессии был акробатом-эксцентриком. После ВОВ учился в училище циркового искусства. Одно время был помощником у Карандаша в паре с Никулиным. Его дебют вызвал смех зрителей, клоун был в роли важного директора, будучи сам небольшого роста и полного телосложения.
Через время ушел от Карандаша и вместе с Никулиным проработал почти до самой смерти. Сценический образ Шуйдина — рубаха-парень, который все умел и знал. Никулин, наоборот, играл недотепу с меланхоличным характером. В основу этого союза легло противоречие двух характеров. Их выступления были потрясающими. Зрители еще долго находились в состоянии восторга после представлений.
Михаил Румянцев
Многие знают его под сценическим именем Карандаша. Сначала окончил курсы сценического мастерства, а затем поступил учиться в школу циркового искусства. В 1928 году предстал в образе Чарли Чаплина. Через несколько лет принял решение отказаться от этого амплуа. Потом стал появляться на публике ленинградского цирка с прозвищем Каран Д”Аш.
В 1936 году Румянцев переехал в столицу, где взял себе в напарники маленькую собачку по имени Клякса. Отсюда начал свой путь всем известный клоун Карандаш. Зрители были поражены представлениями с его участием. Необычной особенностью артиста были шутки на тему политики. Румянцев всегда собирал полный зал.
Асисяй
Вячеслав Полунин, больше известный под псевдонимом Асисяй. Учился в институте культуры в Ленинграде, затем окончил эстрадное отделение в ГИТИСе. Кроме того, стал основателем всем знакомого мим-театра “Лицедеи”, который завоевал успех по всей стране. Пик популярности пришелся на 80-е годы. Главным героем “Лицедеев” был сам Асисяй.
Однажды Полунин поделился принципами своей работы и отметил, что для него клоунада — новый способ мировосприятия действительности, которая лечит израненную душу зрителей. С 1988 года проживает и работает по большей части за границей.
Леонид Енгибаров
Клоун-философ, поэт и грустный шут, который обладал яркой индивидуальностью и создал собственное амплуа — Леонид Енгибаров. Окончил Государственное училище циркового искусства. Для себя выбрал не протоптанную тропинку — соединение политической клоунады и пантомимы. Сценки с его участием не ставили перед собой цель выжать из зрителя много смеха, а призывали размышлять и думать.
Большинство были разочарованы увиденным, потому что привыкли отдыхать и хохотать в цирке. Коллеги рекомендовали ему сменить флегматичный образ, но клоун оставался стоять на своем.
Константин Берман
Мальчика постоянно манила сцена. В детстве он принимал участие в пантомимах, параллельно осваивая остальные жанры циркового искусства. Карьера клоуна у Бермана началась в 14 лет. Выступал вместе с братом вплоть до 1936 года. Они использовали образы Ллойда и Чаплина.
Берман создал уникальную маску важничающего франта, носил нелепый щегольской костюм. Цирковой артист отличался многообразностью выступлений: от клоунады на бытовые темы до политических тем, касающихся всего мира. Миниатюры знаменитого клоуна всегда были в духе времени. Он без труда мог включиться в выступление и стать его участником.